26.12.2022
кабардинцы; карачаевцы; чеченцы; ингуши; бесленеевцы; осетины; черкесы
Коллекции одежды народов Северного Кавказа, входящие в собрание РЭМ, содержат практически все типы мужской и женской обуви, бытовавшей в этом регионе на рубеже XIX–ХХ веков. Разнообразие существовавшей на Северном Кавказе видов обуви объясняется его природно-климатическими условиями, приводящими к многообразию условий жизни и занятий его жителей. Наиболее часто материалом, из которого на Северном Кавказе изготовляли обувь, была кожа. Но существовала и обувь, выполненная из войлока, а также комбинированная, с использованием ткани, дерева. До ХХ века на Северном Кавказе сохранился древний тип обуви, изготовлявшейся из одного прямоугольного куска сыромятной кожи домашних животных, для чего его складывали по длине ступни пополам и, скрепляя углы одного из концов тонким ремешком, получали своего рода носок. Крепилась такая обувь на ноге с помощью такого же тонкого ремешка, пропущенного в отверстия по боковым краям и обматывавшегося вокруг щиколотки, при этом пятка оставалась открытой. Встречалась такая обувь в Кабарде, называлась она карэхъ (кабард.). Похожей по изготовлению была осетинская мужская обувь, но с задником, в которой края, присборенные пропущенным через них ремешком, охватывали полностью ступню. Обувь указанных вариантов бытовала у крестьян. В горной местности охотники, путники, работающие на горных склонах крестьяне носили обувь, подошва которой была сплетена из ремешков, что уменьшало скольжение. Также подобная конструкция обуви позволяла держать ноги сухими, так как внутрь башмака клали мягкую сухую траву и надевали его на босую ногу. Если внутрь попадала вода, промокшую траву заменяли сухой. Данный тип обуви был распространен у осетин, карачаевцев и балкарцев. Практически у всех народов Северного Кавказа была распространена мягкая обувь, которую носили и мужчины, и женщины. Ее шили из одного куска кожи, со швами на заднике и союзке, часто украшали мужскую обувь тиснением, узким галуном, а женскую — золотной вышивкой. Вариант выкройной обуви со швами на заднике и подошве был известен всем народам Северного Кавказа, но наибольшее распространение получил у адыгов. Похожими на такую обувь у народов Северного Кавказа были кожаные или суконные носки (мести), напоминающие по форме низкие сапожки. Из кожаной обуви, бытовавшей к началу ХХ века на Северном Кавказе, следует также назвать мужские мягкие сапоги со швом на подошве и заднике, относительно высоким голенищем и женские туфли на жесткой подошве с небольшим каблуком или без каблука. Наиболее сложной по покрою была комбинированная обувь, у которой подошва была кожаной, а верхняя часть, с более или менее высоким голенищем, выкраивалась из войлока или сукна. Ее носили и мужчины, и женщины. Обувь с войлочным верхом была распространена у всех северокавказских народов; обувь с верхней частью из ткани чаще всего встречалась у осетин, ингушей и чеченцев. У кабардинцев и чеченцев встречались своего рода «галоши», которые надевали поверх мягкой обуви или носков в плохую погоду: это была обувь без задника, на толстой деревянной подошве, с каблуком и глубокой кожаной союзкой, прибитой к подошве железными гвоздями. Существовала на Северном Кавказе и обувь, которая считалась только женской. К ней относится получившая в начале ХХ века распространение на Северном Кавказе, особенно у чеченцеви ингушей, обувь на жесткой подошве с глубокой союзкой и чуть приподнятым носком, без задника, обычно на невысоком каблуке. Если мягкую обувь носили как с носками, так и на босую ногу, то с обувью на жесткой подошве надевали кожаные или вязаные носки. Еще одним вариантом сугубо женской деревянной обуви были так называемые «ходули», представлявшие собой обувь без задника, с деревянной фигурной подошвой на высоких трапециевидных поперечных пластинах под пяткой и основанием пальцев. Союзкой в ней чаще всего служила поперечная полоса кожи, концы которойкрепились к подошве железными гвоздями. Данная обувь была статусной, бытовала в среде высшего сословия, входила в костюм женщин знатного происхождения. Как правило, деревянная часть ходуль украшалась резьбой, металлическими накладками, инкрустацией, а союзка обтягивалась дорогой тканью с вышивкой золотной нитью.
Сластникова Людмила Александровна, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.