Вернуться
Альбомы

Иранская керамика

Дата:

17.01.2023

Серия:
Утварь
Народ:

персы; иранцы; армяне; кубачинцы

Аннотация:

В фондах РЭМ хранится около 100 предметов, демонстрирующих мастерство и эстетические предпочтения персидских ремесленников-керамистов. Хрупкость материала по сравнению, например, с медью делает каждый из сохранившихся предметов весьма ценным экспонатом музейных коллекций. Представленный в собрании музея предметный ряд, в основном относящийся к эпохе династии Каджаров (1795–1925), включает как высокохудожественные изразцы, так и повседневные светильники из глины, которыми пользовались горожане и сельские жители. Кроме того, корпус предметов содержит декоративные вазы, повседневную и праздничную утварь. В зависимости от художественных задач изображения на изразцах выполнены либо в трех основных цветах (черный для окантовки фигур, белый, оттенки синего), либо – полихромные, включающие оттенки желтого, зеленого, красного. Фигуры изображенных людей и животных в основном рельефные, в отличие от растительных орнаментов и основного фона. Особый интерес представляют интерьерные изразцы с растительным и зооморфным орнаментом, а также с сюжетными одно- и многофигурными изображениями. Так, на одном из них представлена встреча юноши-охотника с юной девушкой. Молодые люди верхом на конях, на левой руке юноши сидит ловчая птица, что указывает на то, что он направляется на охоту, а в руках девушки – зонтик. Богатое убранство коней, как и атрибуты молодых людей – сокол и зонт, призваны продемонстрировать их высокий социальный статус. Встреча происходит за городскими стенами, на цветущих полях, а фоном для каждой фигуры являются изображения зданий. Женскую прогулку демонстрирует четырехфигурный изразец, на котором представлена встреча двух дам, над которыми служанки держат зонты от солнца. В иранской культуре прогулки на свежем воздухе девичьей или женской компанией являлись весьма распространенным способом досуга. Многофигурное панно, выполненное в аналогичной технике, представляет некое собрание юношей в роскошных одеждах, вероятно «диван» – совещание, которое ведет, вероятно, высокопоставленный чиновник или даже молодой шах, изображенный вверху в середине композиции. Внизу расположен богатый сосуд с крышкой – курительница или сосуд для обогревания, в который помещали горячие угли. В собрании музея представлены три декоративные вазы, демонстрирующие влияние китайской керамической традиции на Иран. Так, две из них выполнены, вероятно, китайскими мастерами, а третья позволяет говорить о том, что персидские мастера подражали восточным керамистам. В свою очередь иранская традиция влияла на культуры региона, кроме того, дорогая персидская утварь становилась предметом престижного коллекционирования и экспонирования, например, в регионе восточного Кавказа. Об этом свидетельствуют статусные столовые предметы – тарелки и миски, бытовавшие в Дагестане. Исключительно интересными и редкими в музейных коллекциях являются несколько сосудов из Персии и Дагестана, декорированные росписью люстром. Многовековая традиция иранской керамики продолжала демонстрировать свое значимое место и в XIX–XX веках, когда была собрана основная часть коллекций музея.

Авторы:

Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук; Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии