Вернуться
Альбомы

Вышивка острова Муху

Дата:

07.07.2022

Серия:
Вышивка
Народ:

эстонцы

Аннотация:

Альбом знакомит с экспонатами выставки, подготовленной в рамках историко-культурного выставочного проекта «Балтика – перекресток культур», призванной рассказать об особенностях формирования цветочно-растительного орнамента в вышивке эстонского острова Муху во второй половине ХХ века. Растительный орнамент с цветочными мотивами получает широкое распространение на севере и западе Эстонии в XVIII веке, когда расширяются повседневные контакты между разными слоями населения. Благодаря изделиям немецких вышивальщиц, работавших на мызах и в городах, а также снискавшим популярность альбомам и платкам-шаблонам с орнаментами в стиле барокко и рококо в крестьянской среде появляется новый вид вышивки (Вuntstickerei), не имеющей ничего общего с народными геометрическими узорами Средневековья. Первоначально художественная композиция, выполненная в технике односторонней глади, представляла собой «вьющуюся ветвь» – лозу, увитую редкими растениями типа лилий, роз, подсолнухов, листьев аканфа, плодов и бутонов гранатового дерева. Постепенно местные мастерицы заменили их полевыми цветами – васильками, ромашками, маками. В XIX веке с западного побережья Эстонии растительный орнамент (см. в альбоме: РЭМ 10330-1 – покрывало из прихода Кирбла) проник на остров Муху и вскоре полностью вытеснил геометрический узор из традиционного декора предметов одежды, а позднее, в конце XIX – начале ХХ века, и ковров-покрывал. В 1920–1930-е годы в процессе эволюции сложился самобытный тип мухуской вышивки односторонней гладью, получившей местное название: «длинный стежок» (эст. lankimine) или «верхошов». В композиции использовался принцип контраста: на черном/красном/оранжевом фоне располагались гирлянды из венков и букетов, составленных из полевых цветов, колосков ржи, соцветий камыша, ягод и цветов земляники, вышитых яркими разноцветными шерстяными нитями или мулине (см. в альбоме: РЭМ 8112-107; РЭМ 9890-9– свадебные покрывала.) До середины ХХ века искусство мухуской вышивки передавалось непосредственно от матери к дочери; у каждой вышивальщицы были свои «фамильные» секреты и особые узоры, и они не спешили ими делиться с другими. Ситуация принципиально изменилась в 1960-е гг., когда вышивка, как один из видов народного художественного ремесла, стала развиваться под кураторством творческого объединения народных мастеров «Уку» (эст. uku – «домовой»). Художественный совет «УКУ» контролировал качество продукции, утверждал эталонные образцы, созданные для малотиражных серий, и присваивал лучшим ремесленникам и рукодельницам звание «Народный мастер», которое в Эстонии приравнивалось к статусу народного художника или народного артиста. В результате возросло мастерство и эстетическая выразительность мухуской вышивки, увеличился ассортимент изделий, в том числе предметов одежды и аксессуаров, соответствующих современной европейской моде, но главное – мухуская вышивка стала доступна любому человеку, пожелавшему ее освоить. Отныне обучением занимались народные мастерицы, а в числе их учениц все чаще появлялись женщины, проживавшие в разных областях Эстонии и даже за ее пределами. Таким образом, к 1990-м годам мухуская вышивка превратилась в один из национальных символов, став брендом современного народного искусства Эстонской республики.

Авторы:

Засецкая Марина Львовна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики