03.06.2022
русские; осетины; киргизы; евреи европейские; казахи; алтайцы; украинцы; туркмены; азербайджанцы; гурийцы; коми
История агитационных бригад неразрывно связана с историей становления государственности Страны Советов. В 1918 году по инициативе В.И. Ленина был подготовлен и вышел «Декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Декретом предусматривалась организация широкого конкурса по выработке проектов памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции». Также предполагалось уделить внимание украшению столицы к 1 Мая, замену старых надписей, эмблем, названий улиц и т.д. новой атрибутикой, отражающей «идеи и чувства революционной трудовой России». Таким образом, было положено начало реализации плана монументальной пропаганды, включавшей в себя самые разнообразные виды и формы как профессионального, так и самодеятельного творчества. Агитискусство стало важной частью художественной самодеятельности, прежде всего в красноармейской и рабочей среде. Оно охватывало все стороны жизни; целью его было формирование четкой, определенной позиции, лишенной каких-либо колебаний и сомнений: на смену образа конкретного врага периода гражданской войны пришел образ мировой буржуазии, нэпмана, кулака, попа, бюрократа и т.д. Подобные упрощения формировали конкретные стереотипы восприятия классовой борьбы, активно поддерживались пропагандой, в том числе разработкой новой сословной и наглядной атрибутики. Именно в 1920-е годы появились как символ эпохи новые словообразования с сокращенным «агит» (агиттеатр, агитпробег, агитполет, агитмузыка, агитплакат, агитгазета и проч.). В конце 1920-х годов различные формы и направления агитационной деятельности и искусства (от агитгазет до агиттеатров) получили массовое распространение на стройках, производствах, в городах и деревнях. Эта тема широко пропагандировалась и в печатной продукции – от ежедневных газет до журналов, где искусство фоторепортажа играло большую роль: зафиксированные события также влияли на формирование необходимого восприятия у читателя. В послевоенное время распространение получили и постоянно действующие агитационные бригады, строящие свои программы на злободневном местном материале: пропаганде передового опыта, критике недостатков. В 1960–1980-е годы большинство агитационных бригад представляли собой небольшие профессиональные или самодеятельные коллективы, которые формировали на определенный срок для обслуживания социально-экономических и политически значимых событий, будь то сбор урожая, социалистическое соревнование, подготовка к выборам и т.д. В данном альбоме впервые публикуются фотографии из собрания Российского этнографического музея. Постановочные и документальные кадры, выполненные профессиональными фотографами – корреспондентами Союзфото и ТАСС, знакомят с агитационной деятельностью в разных уголках СССР. Это уникальные свидетельства времени и неразрывно связанных с ними исторические события, отражающие различные периоды (с середины 1920-х до 1980-х годов) и стороны деятельности как профессиональных и самодеятельных коллективов, так и инструкторов и кружков по подготовке агитаторов.
Соловьева Карина Юрьевна, зав. отделом фотографии
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.