Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Русские скатерти

Дата:

03.06.2022

Серия:
Орнаментика
Народ:

русские

Аннотация:

Скатерть – предмет, относящийся к бытовому текстилю особой выработки; предназначен для покрытия поверхности стола во время трапезы. В русской традиционной культуре этот предмет был известен под названиями «настольник», «скатерть»/«скатерка», «столечник»/ «столешник»; реже встречаются названия «плат», «салфетка», «ширинка». Скатерть – важный предмет интерьера избы, поскольку её использовали для покрытия стола или его части, группы блюд, оставшихся после трапезы, или блюд, приготовленных для трапезы, в том числе обрядовых. Однако и за пределами жилого пространства скатерть также могли употреблять для совершения трапезы: на полевых работах, на кладбище, на праздничных и обрядовых мероприятиях; в скатертях нередко переносили блюда на место трапезы. В интерьере скатерть первоначально чаще выступала как предмет праздничного убранства дома, нередко наделялась ритуальной значимостью. В народной культуре конца XIX – первой половины ХХ века различались повседневные, праздничные, ритуальные (свадебные, поминальные) скатерти. Вместе с появлением в русской избе новых предметов мебели, появились текстильные покрытия для комодов, маленьких столиков, тумбочек, которые и называли скатертями и изготавливали аналогично традиционным скатертям. Наиболее распространенная форма русской скатерти – прямоугольная. Она состояла, как правило, из двух домотканых полотнищ одинаковой величины, соединенных длинными сторонами; в редких случаях и только праздничные образцы скатерти изготавливали из трех-четырех полотнищ домотканины. Полотнища сшивали непосредственно друг с другом или вставляли между ними «прошву». В качестве этой соединительной детали могли выступать полоски домотканины, фабричной ткани, кружева, тесьмы шириной от 4 до 25 см. Нередко их выкраивали из той же ткани, что и основное полотнище, но, как правило, цвет и фактура прошвы отличались. Короткие края скатерти могли дополняться пришивными деталями – отрезами узорного ткачества, домотканой или фабричной материи, кружевами, лентами, тесьмой, бахромой, кистями; нередко орнаментальная составляющая двух концов скатерти была асимметрична. Размеры скатертей таковы, что по длине они варьируют довольно значительно: мини-скатерти не превышали 40–50 см, а самые большие экземпляры достигали 5 м. Ширина скатерти обусловлена шириной домотканого полотна – 36–42 см, – размером прошвы и количеством полотнищ и прошв. Большие скатерти изготавливали для проведения общественных празднеств и трапез; маленькие – платы, салфетки, ширинки; обычно квадратные, из цельного домотканого полотнища – использовали для накрывания отдельных блюд. Полотна для скатерти ткали на простых ткацких станках, из льняных или конопляных, реже – из хлопчатобумажных нитей, нередко соединяя их с нитями из льна и конопли. В некоторых местностях в тканое полотно вводили шерстяные и шелковые нити. Ткани для скатертей изготавливали в технике простого полотняного, саржевого, ажурного (четырехремизного или браного), многоремизного (от 4 до 16 ремизок) плетения. Цветовая гамма готовых изделий была разнообразна: однотонные, – большей частью белые; пестрядинные – клетчатые и полосатые; с цветной каймой по двум или четырем сторонам; с двух- или многоцветными композициями, заполняющими поле полотна полностью или частично. В технологическом или в орнаментальном плане при изготовлении скатертей, как правило, использовались такие приемы тканья, или подбирались такие композиции и цветовые решения, которые обычно не применялись для текстиля иного назначения. Кроме скатертей из домотканины во второй половине XIX – ХХ веке как в городской, так и в крестьянской среде становятся популярны кружевные скатерти – вязанные и плетеные, скатерти-филейки, а также скатерти фабричного происхождения. Известны также мозаичные скатерти, хотя они редки. Каждое изделие, как правило, представляет собой цельный предмет прямоугольной, квадратной, круглой или овальной формы. Кружевные скатерти вязали крючком или на спицах, целиком или отдельными деталями – квадратиками или кружками, которые затем связывали друг с другом и оформляли по контуру полосой кружева. «Филейки» представляли собой сетчатую основу с вышивкой. Следует отметить, что и прошвы в домотканых скатертях второй половины XIX – первой трети ХХ века делали обычно из кружевной тесьмы. Узоры самодельных и фабричных скатертей закладываются в процессе создания полотна путем ткачества, вязания, кружевоплетения, вышивания. Также орнаментальный ряд может появляться в результате дополнительной обработки уже готового текстильного полотна – нанесения набивного рисунка, вышивки, аппликации. Самостоятельную орнаментальную композицию имеет, как правило, прошва, а также пришитые к коротким сторонам концы; нередко прошва или концы представляют собой единственную орнаментированную часть скатерти. Преобладающий характер орнамента – геометрический; образован ткаными техниками – браной, закладной и многоремизной, цветовым сочетанием и фактурой – полосы, клетка. Техника многоремизного тканья наиболее часто используется для изготовления тканей для скатертей. По сравнению с браными и закладными узорами орнаменты, образованные многоремизным переплетением, как отмечают исследователи, всегда просты, строго геометричны и, как правило, образуют сетчатый вариант композиции. Многоремизное узорочье состоит из небольшого количества одних и тех же элементов, ритмично повторяющихся в различных комбинациях и сочетаниях по всей ткани или на отдельных ее участках , и значительную роль в этом орнаменте играет сочетание света и тени, так как нити одного или двух цветов при данном переплетении образуют однотонное полотно с геометрическими фигурами, окрашенными более или менее интенсивно. На севере Европейской России широкое распространение получили белые скатерти с ажурным геометрическим узором в виде полос или квадратов с просветами, выполнявшиеся обычно в технике четырехремизного переплетения или одноуточного браного. Как правило, многоремизный геометрический орнамент занимает всё полотнище; при этом характерно отсутствие рамки, оси, центровки, но присутствует симметрия и ритмичное повторение узора. Растительный орнамент преобладает обычно на прошвах, локализуется на концах, по центру и в углах скатертей, реже заполняет все поле. Он может быть образован в процессе вязания, вышивания или наноситься при помощи набивной доски. Цветочные розетки, бутоны, ветви с листьями являют собой отдельный элемент, или соединяются и чередуются друг с другом в композиционных рядах, в сетке. Зоо- и орнитоморфный орнамент на скатертях встречается редко; он отмечен чаще на концах или в углах и представляет собой набойку или вышивку; на вязанных и филейных скатертях, а также на фабричной набивной ткани может оформляться в художественную композицию всего поля. Следует выделить еще одну орнаментальную композицию, которую можно отнести к узору сюжетного характера. В этой категории оказываются набивные скатерти, узор которых воспроизводит вид накрытого стола с блюдами, вилками и ложками. На редких экземплярах можно отметить сложную композицию, соединяющую разные типы орнаментов – геометрический, растительный, антропоморфный. В фондах отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея находится более 500 скатертей, будничных и праздничных; значительных размеров и в виде небольших салфеток; белых и цветных; без узоров и разнообразно декорированных. Они собраны в разных местностях Европейской части России, в Поволжье, на Урале, в поселениях переселенцев Сибири. Скатерть – предмет быта, хорошо известный и соседним с русскими народам, особенно оседлым. По конструкции, приемам изготовления и декорирования они подобны русским аналогам, однако могут иметь особый орнаментальный строй, украшения концов и цветовую гамму.

Авторы:

Зимина Татьяна Александровна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа