23.06.2022
каракалпаки
Разнообразная и красочная каракалпакская женская одежда, наиболее долго сохраняющая национальное своеобразие – закономерно привлекала внимание большинства собирателей. Наибольшую ценность ввиду своей исключительной редкости для музейных собраний представляет особое платье – рубаха «кок койлек» (синее платье) невесты II пол. XIX в. (кол.8762-22773) Платье туникообразного покроя из синей хлопчатобумажной ткани домашней выработки. Передняя часть почти полностью покрыта вышивкой. Узор геометрический, выполнен крестом разноцветным шелком с преобладанием красного цвета. Под вырезом изображена композиция, имитирущая серебряные украшения с подвесками. Орнамент на «кок койлек» носил общее название «сауыт нагыс» – узор кольчуги. Особенностью женского свадебного костюма каракалпаков являлось сохранение в нем архаических черт, отражающих генетические связи ритуальной женской одежды с военными доспехами. Каракалпакский народ сохранил в памяти эпическую поэму о девушках-воительницах, корни которой восходят к традициям сако-массагетских племен Приаралья второй половины I тыс. до н.э. В конце XIX – 20-30-е гг. XX в. широкие рубахи туникообразного покроя составляли основу женского костюма каракалпакских женщин. Для каждодневного использования их шили из хлопчатобумажных тканей местной выработки (кол.5111-37), для праздничного костюма старались приобрести дорогую полушелковую ткань узбекского производства с «абровым» узором (8762-22771). Этикетной нормой при выходе на улицу считалось использование камзола поверх рубахи. Камзолы были без рукавов (безрукавка, «жегсиз») и с рукавами (камзол, «бешпент»). В собрании музея представлены камзолы 1920–1960-х гг.: узких в талии, со швами в плечах и выкройной проймой. Наиболее характерным видом декора камзолов являлась контрастная машинная строчка. В то время как их покрой не менялся на протяжении всей жизни женщины, декоративная система зависела от возрастной группы владелицы : с возрастом уменьшалась цветовая насыщенность ткани, отделка также становилась более скромной. Основным показателем молодого возраста в одежде являлось наличие множества оттенков красного цвета, ввиду его очевидной репродуктивной символики. Так, в группе девушек и молодых женщин до 30 лет красный цвет применялся особенно широко, в группе женщин от 30 до 40 – уже ограниченно, например, вокруг ворота или по бортам и подолу могла нашиваться только узкая бейка, а после 40 лет красный цвет в одежде считался неприличным. В холодное время года женщины носили стеганые на тонком слое ваты халаты «чапан». В каракалпакских коллекциях представлены экземпляры конца XIX – начала XX в.: туникообразного покроя (не широкие), сшитые как из хлопчатобумажной полосатой лощеной ткани (кол.8762-23838), так и из полушелковой ткани с «абровым» узором (кол. 7128-81). Из такой же ткани сшит теплый вариант «чапана», подбитый очень дорогими сортами меха (лисья лапка, мех выдры) (кол.7128-81). Женская одежда обильно украшалась вышивкой. Самыми распространёнными швами были крест и тамбур. Ворот женского платья по краю оплетался тесьмой, спереди по вертикальному разрезу обшивался неширокой полоской цветной ткани – сатином или сукном с ручной вышивкой. Существовали специальные съемные вышитые нагрудники для платьев (кол. 7128-116,117). Вышивали также такой своеобразный элемент женской каракалпакской одежды как нарукавники «женгсе» и «женг уш», которые пришивались к концам рукавов платьев, халатов и шуб. В музее хранится 28 этих предметов, поступивших в период с 1929 г по 1969 г из г. Нукуса, и большей частью из Караузякского, Кегейлийского и Тахта – Купырского районов Каракалпакии. Памятники в основном датируются конца XIX – начала XX в. Они трапециевидной формы, сужающиеся к запястью, сшиты из хлопчатобумажной ткани синего цвета, из красного и черного сукна. Все нарукавники на подкладке из хлопчатобумажной ткани, разрезы и края обшиты шелковой красной или зеленой плетеной тесьмой. Украшены вышивкой шелковыми нитками. Наиболее часто встречающиеся цвета: белый, бордовый, желтый, зеленый, коричневый, фиолетовый. Как правило, мотивы чередуются по цвету, группируются по цвету, часто встречается обводка одного элемента нитками другого цвета, мотив может быть многоцветным. В целом, в коллекциях Российского этнографического музея достаточно полно представлена женская одежда из основных районов проживания каракалпаков в дельте Амударьи.
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.