08.12.2021
буряты
Среди хранящихся в фотоархиве музея коллекций по буддизму народов Евразии большой исторический и этнографический интерес представляют снимки дацанов Бурятии. Восемь коллекций, имеющихся в музее, содержат более 160 фотографий, на которых с разной степенью полноты представлены изображения шестнадцати дацанов, действовавших в конце ХIХ – начале ХХ века в Забайкальской области и Иркутской губернии. На фотографиях запечатлены виды и интерьеры храмов, проведение обрядов и праздничных служб в монастырях; портреты буддийских священнослужителей, изображения лам и хувараков (послушников) за работой и в быту. Основу собрания заложила переданная в дар музею в 1908 году XI Пандито Хамбо-ламой Ч.-Д. Иролтуевым ценнейшая коллекция снимков П.П. Шимкевича 1893 года, отражающих жизнь буддийских монастырей Бурятии. Виды бурятских монастырей представлены в коллекциях, собранных во время экспедиций в Забайкальскую область Д.Э. Ухтомским (1908), С.И. Руденко (1923), а также поступивших от частных лиц и организаций. К наиболее ранним в музейном собрании относятся фотографии, сделанные Н.А. Чарушиным в 1880-х годах в Забайкалье. В альбоме публикуются изображения крупнейших буддийских монастырей Забайкалья конца ХIХ – начала ХХ века. Это Тамчинский (Гусиноозерский) дацан, являвшийся в ХIХ веке официальной резиденцией Пандито Хамбо-ламы; Ацагатский дацан – единственный бурятский монастырь, который посетил будущий император Николай II во время своего путешествия на Восток в 1891 году; Ичетуевский, Анинский, Цугольский, Агинский, Гэгэтуйский, Тугнуголтаевский, Хохюртаевский, Иройский дацаны, а также сумэ (кумирня) Кудунского монастыря, рядом с которым проводится служба. Значительную этнографическую ценность имеют снимки Ацагатского и Баргузинского дацанов, на которых запечатлены общие виды главных храмов и их внутреннее убранство. Большой научный интерес представляют фотографии одних и тех же культовых зданий, сделанные в разные годы (1893, 1908, 1923), позволяющие проследить изменения, происходившие на протяжении десятилетий в их архитектурном облике. Среди снимков – уникальные портреты Х Пандито Хамбо-ламы Дампила Гомбоевича Гомбоева (1831–1896) – главы буддистов Восточной Сибири с 1876 по 1896 год, фотографии настоятелей Сартульского и Тамчинского дацанов (с 1888 по 1903 годы), Данби-Жалсан Жамсаранова – 9-го ширетуя (настоятеля) Агинского дацана с 1912 по 1924 годы, эмчи-ламы (врача тибетской медицины) Данжи Мункужапова рядом со своей юртой в Гусиноозерском дацане. Также представлены снимки лам-музыкантов, в том числе из Тамчинского (Гусиноозерского) дацана, и ряд фотографий из Цугольского дацана: хувараков, печатающих священные книги, художников и лепщиков бурханов за работой. Часть фотографий знакомит с проводившимися в монастырях праздничными хуралами (службами): мистерией Цам в Гусиноозерском дацане, костюмами персонажей этой мистерии, процессией «Круговращение Майдари» в Гусиноозерском и Цугольском дацанах во время торжественных служб в честь Будды Грядущего Майдари. В 1930-е годы в ходе антирелигиозной борьбы буддийское духовенство подверглось гонениям, а большинство монастырей были разрушены. Поэтому исторические фотографии бурятских дацанов из собрания Российского этнографического музея приобретают особую значимость, представляя собой редкий, а зачастую уникальный источник для исследования буддийской традиции бурят в конце ХIХ – начале ХХ века.
Федорова Марина Владиславовна, ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока; Соловьева Карина Юрьевна, зав. отделом фотографии
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.