12.01.2022
русские
Ложки – предметы домашней утвари, известные русским с глубокой древности. До появления в XVII – XVIII веках вилок они были единственным приспособлением для зачерпывания пищи. К концу XIX – началу XX века деревянные ложки бытовали и в крестьянских хозяйствах, и в городах, их подавали к столу в будние и праздничные дни. Кроме столовых ложек существовали десертные, чайные, ложечки для специй; по назначению ложки также делились на взрослые и детские. Еда с использованием этих столовых приборов обставлялось различными правилами; нарушивший их слыл человеком невоспитанным, не выполняющим заповедей предков. Кроме прямого назначения деревянные ложки широко использовались в обрядовых действиях и в народной медицине. В северных губерниях Европейской части России после поминального обеда специально приготовленные ложки подавали в дар гостям в память о покойном. Нередко ложки изготовлялись в монастырях, откуда паломники увозили их в качестве сувенира, в знак посещения святого места. В Российском этнографическом музее хранится одно из крупнейших собраний ложек из разных губерний России. Из общего количества ложек, которых насчитывается более 1200 экземпляров, наибольшее число происходит из Семеновского уезда Нижегородской губернии, в конце XIX – начале XX века бывшего основным центром по производству русских ложек. Нижегородские ложки входят в состав тринадцати коллекций из этого региона. Также были выявлены ложки, изготовленные в Нижегородской губернии, но бытовавшие за ее пределами – в Вологодской, Костромской, Московской, Новгородской, Пензенской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской губерниях, а также на Урале. Более 800 нижегородских ложек орнаментированы резьбой и росписью. Самая большая коллекция из Нижегородской губернии (сохранилось 600 предметов) была собрана и привезена в музей в 1909 году художницей Варварой Петровной Шнейдер (1860–1941), основательницей Школы народного искусства под покровительством императрицы Александры Федоровны. По видам орнамента выделяются пять основных групп: сюжетный, растительный, зооморфный, архитектурный и геометрический. Часто на ложках использовалось сочетались несколько видов орнамента. Декор располагался на лицевой и оборотной стороне черпака, нередко и на черенке. Многие элементы декора, подобные перечисленным, можно встретить и на других предметах крестьянского быта: на прялках, туесах, коробах, расписной посуде. Сюжетные композиции представляли типичные ситуации крестьянской повседневности, а также монастырского быта. Основными сюжетами росписи были: – домашние работы – прядение (женщина с прялкой), ношение воды (женщина с коромыслом), собирание грибов, жатва (женщины с серпами), сенокос (женщины и мужчины с косами и граблями), женщины с коровами, мужчины с лошадьми; – детские сюжеты – матери с грудными детьми, женщины с детьми на прогулке, мальчик на дереве, мальчик ловит рыбу; – праздничные сюжеты – поход на ярмарку, женщины и мужчины с зонтиком на прогулке, различные формы досуга, развлечения – мужчина с гармонью, женщина с книгой, танцы, качание на качелях, кулачный бой, катание на лодке, тележке, лошади, женщина с букетом, с котом. – монастырские сюжеты – монахи и монахини за чтением богослужебных книг и за молитвой. Растительный орнамент мог быть самостоятельным либо дополнять другие виды, например, сюжетный рисунок. Среди любимых образов: деревья; веточки с листьями и ягодами; цветущие ветви, отдельные цветы; схематический (геометризованный) растительный орнамент. Зооморфный орнамент: изображались домашние животные – лошади, коровы, собаки, козлы, курицы с цыплятами, петухи, гуси, а также и лесные – лисы, зайцы. Орнитоморфные изображения нередко дополнялись растительным орнаментом, дикие птицы помещались среди цветов, травы и на ветвях деревьев. Среди архитектурных изображений довольно часто встречались монастырские строения, также крестьянские жилые дома. Резной декор встречался иногда в единой композиции с росписью, но чаще в качестве самостоятельного способа орнаментации. Черенок ложки либо его большая часть вырезались в форме рыбы – христианского символа (евангельский символ души христианина, а позднее – раннехристианский образ, означающий «Иисус Христос – Божий Сын, Спаситель»), а иногда в виде кисти со сложенными для крестного знамения пальцами. Церковная символика могла сочетаться в резьбе с государственной (изображением российского герба).
Баранова О.Г., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа; Островский Александр Борисович, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.