12.01.2022
каракалпаки
Традиционным типом женских наручных украшений у каракалпаков были браслеты и кольца. Российский этнографический музей хранит небольшую, но представительную коллекцию браслетов «блезик» (24 предмета) и колец «жузык» (15 предметов). Экспонаты в разное время собирались в основных районах проживания каракалпаков в Каракалпакской АССР – Кегейлийском, Ходжейлийском и Чимбайском, а также столице республики г. Нукусе. Датировка памятников различна: вторая половина XIX в., конец XIX – начало XX в., 1930–1960-е годы. По своим конструктивным особенностям рассматриваемые памятники принадлежат к типу жестких несомкнутых браслетов. Большая группа браслетов выполнена в технике литья. Среднюю часть пластины, как правило, украшает выпуклый стилизованный растительно-геометрический узор: от розетки в центре в обе стороны, отходят листья/побеги. Концы пластины, слегка расширяясь, оканчиваются несколькими зубцами «тыс» (каракалп. «зуб»). Браслеты часто дополнительно декорированы штампованным мелким геометрическим орнаментом (точки, кружки). Материалом для этой группы изделий служило серебро, бронза, медь. При изготовлении другой группы изделий каракалпакские ювелиры использовали популярную в регионе басменную технику тиснения (тюркск. «басма» – отпечаток). Мастер закладывал тонкий серебряный лист в форму и с помощью куска мягкого свинца вбивал его в углубления. Пластина с тиснением служила лицевой частью украшения, внутреннее пространство которого было заполнено мастикой или прессованной бумагой. Украшение выглядело массивным, при существенной экономии материала. Лицевая часть браслетов украшалось вставками сердолика или стекла, имитирующего его, в высоких круглых или овальных кастах. Нередко основание кастов декорировалось полосками скани/филиграни. Полосы скани и проволоки с насечками использовались мастерами также для украшения поверхности изделия. Концы пластины браслета традиционно оканчивались остроконечными зубцами/фестонами. В собрании музея хранятся браслеты, которые, по сведениям информанта, носились парами на одной руке, соединяясь металлическим шпеньком через петли, припаянные к ребрам пластин (кол. 7403-21, 22). К этим же петлям прикреплялись цепочки с кольцами, которые надевали на пальцы. Большинство таких украшений выполнено из серебра, в качестве дополнения использовано золочение. Кольца «жузык» в собрании музея по своим конструктивным особенностям относятся к типу усложненных – со сложными верхушками и замкнутой шинкой. Мастера-ювелиры, работая на заказ, уделяли большое внимание деталям: так, шинка могла быть: профилированной (с «рубчиками»); из простой гладкой пластины, обернутой несколькими витками круглой в сечении проволоки около каста, что создавало дополнительный декоративный эффект; шинка из расширяющейся к касту пластины нередко украшалась геометрическим или растительным орнаментом. Верхушки колец в собрании представлены: – овальными или круглыми щитками, декорированными штампованным геометрическим узором, полосками скани, шариками зерни (или ее имитацией); – высокими кастами со вставками сердолика, красного стекла или мастики, имитирующих его. Касты, как правило, декорированы поясками скани, края оправы гладкие или с «зубчиками». Основным материалом для колец было серебро. Присутствует также медь, например, в кольце со щитком из 10-копеечной монеты советского периода (кол. 8762-23864).
Кубель Е.Л. научный сотрудник 1 категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.