Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Молдавские ковры

Дата:

20.12.2021

Серия:
Орнаментика
Ковры и ковровые изделия
Народ:

молдаване

Аннотация:

Исследователи молдавских ковров, анализируя килимную технику ткачества, орнаментальные композиции и цветовые решения, предполагают в разные временные периоды влияния фракийской, романской, славянской и тюркской культур. Килимы – безворсовые ковры ручной работы, техника изготовления которых была весьма проста: на раму стана параллельными рядами натягивалась основа, а уток образовывал поперечную структуру ковра и одновременно создавал многоцветный рисунок. В простейших полосатых килимах нити утка протягивались от одной боковой кромки до другой, в то время как в коврах с более сложными узорами они заполняли лишь соответствующие по цвету детали узора. При этом в изделиях геометрического стиля на стыках утков разного цвета оставались зазоры («килим с зазором»), в то время как в коврах с растительными композициями утки соединялись друг с другом («зацеп по утку»), либо цеплялись за общую нить основы («зацеп по основе»). Судя по археологическим находкам, фресковой живописи и книжной миниатюре XIV–XV веков, доминирующим был геометрический ковровый стиль, сохранившийся в декоре крестьянских изделий молдаван типа налавников вплоть до настоящего времени. Умение изготавливать ковры передавалось по наследству почти в каждой молдавской семье, где различные килимы были не только важным элементом убранства дома, но и признаком благосостояния семьи. Молдавские ковры XVIII – начала XIX века, которые также называют «старинные бессарабские ковры», отличаются высоким художественным уровнем и имеют традиционные, специфические характеристики в орнаментике, композиции и колорите. К XIX веку килимная техника изготовления ковров приобрела в Молдавии характер подсобного промысла, поскольку такие ковры умела ткать каждая женщина: это было одно из ее основных занятий, которому посвящалось все свободное от сельскохозяйственных работ время. Среди огромного разнообразия тканых изделий в Молдавии ковры занимали особое место. Их главное назначение – убранство жилища, особенно гостевой комнаты молдавского дома – «каса-маре», где коврами покрывали лавки, узкие дорожки украшали стены и полы; а на сундук укладывали стопку тщательно сложенных ковровых изделий – главное богатство семьи и невесты. По функциональному назначению, характеру орнамента и технике ткачества выделяют несколько типов молдавских ковров. К наиболее древним относят узкие и длинные изделия прямоугольные формы («лэйчер» и «пэретар»), которыми покрывали лавки, стоящие вдоль стен, а также их использовали в качестве ковровых дорожек для оформления стен «каса-маре». При этом длина ковра равнялась общей длине лавок, стоявших по периметру комнаты, и могла доходить до 6–7 метров при ширине 60–70 см (что соответствовало ширине ткацкого станка). Для покрытия сундука, кровати или лавки, использовали такие ковровые изделия как «лэйчер», «чергэ», «ницуркэ». В более позднее время сформировались «скоарцэ», «ковор», «унгерар», «рэзбой», «килим», «румбэ», «полог», относящиеся к группе больших настенных ковров, получивших впоследствии названия «ковор» и «рэзбой». Основной тип бессарабских ковров – узкие длинные дорожки килимы, которые могли иметь как поперечный (вертикальный), так и продольный (горизонтальный) рисунок. Особо следует отметить молдавские сшивные килимы со сложными многофигурными композициями, восходящими, видимо, к сюжету борьбы дракона и птицы феникс, что символизировало любовь мужчины и женщины. Хранящийся в Ковровой кладовой музея килим такого типа представляет ранний вариант композиции и, видимо, может быть датирован концом XVIII века. Наиболее древним типом молдавских орнаментов в ковровых изделиях считается геометрический: ромбы, треугольники, кресты, розетки, меандры, звёзды, прямые и зигзагообразные линии, которые встречаются также в керамике и металлических изделиях, найденных на территории Молдовы. Среди традиционных изображений на коврах следует назвать древо жизни, солярные знаки, известные также на прялках, сундуках, деревянных воротах и каменных надгробиях. Особый интерес представляет «ромб с крючками» – языческий символ фракийцев, магический знак плодородия древних славян, постепенно перешедший в оберег, а затем – в декоративный узор у молдаван. В ковровом искусстве молдаван получил развитие многовариантный растительный орнамент: изображения дерева, цветка, букета, ветки, гирлянды. Встречаемый вазонный мотив (вазон с цветком) восходит к мифологическому образу древа жизни. Наиболее древними исследователи считают изображения древа с сидящими на ветвях птицами (без вазона). Впоследствии подобная композиция стала восприниматься в народной традиции как обобщенный образ живой природы. Излюбленными орнитоморфными фигурами были изображения птиц (петушков, уточек), которые размещали свободно на ковре или чередовали на кайме. Значительно реже встречались антропоморфные изображения, а также реалистические жанровые сцены: держащиеся за руки танцующие женщины, прядущие женщины, мужчины с овцами, сцены охоты и др. Изображения животных, чуждых молдавской фауне (пантера, верблюд, попугай и др.) были заимствованы, вероятно, из византийского и тюркского искусства.

Авторы:

Калашникова Наталья Моисеевна, заведующий отделом отделом этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Союза художников

Ссылки: