Вернуться
Альбомы

Каракалпаки. Саукеле – свадебный головной убор

Дата:

03.02.2022

Серия:
Каракалпаки
Костюм
Народ:

каракалпаки

Аннотация:

Традиционный свадебный ритуал каракалпаков включал последовательно проводимые обряды. Важной церемонией был переезд из отчего дома в дом жениха. Девушку обряжали в свадебный костюм, важную составляющую которого – головной убор «саукеле» – на невесту надевала жена ее брата. История этого головного убора уходит своими корнями в глубокое прошлое. Каракалпакский народ сохранил в памяти эпическую поэму «Кырк кыз» о сорока девушках-воительницах. Главная героиня эпоса, отважная Гулаим, собираясь на битву, вскакивает на коня и надевает саукеле. Корни этой поэмы восходят к традициям сако-массагетских племен Приаралья второй половины I тыс. до н.э. О возможном реальном бытовании саукеле как элемента защитного женского костюма свидетельствует фрагмент знаменитой каракалпакской «Сказки о женском царстве», повествующей о бунте мужчин против женской власти. «Отдайте нам шлемы и шапки ваши железные, – требуют мужчины, – себе возьмите котлы и кумганы медные...» В Российском этнографическом музее хранится пять саукеле и две металлические шапочки-навершия «тобелик», венчающие его. Все памятники датируются XIX в. Саукеле – шлемовидный головной убор на войлочной основе, крытый красным сукном или черным бархатом, с наушниками и накосником. Традиционным элементом декора части саукеле – верхней шапки «тумак», является пара перекрещивающихся полос ткани, контрастного относительно основного поля цвета: черного на красном или красного на черном. На одном саукеле из собрания музея (кол. 8763-672) эта крестовидная композиция обозначена полосами вышивки. К нижнему краю тумак пришивался накосник «халха», вышитый шелковыми нитями и состоящий из двух частей: верхней – из красного и черного сукна, украшенного геометрической вышивкой тамбурным швом, и нижней – сшитой из нескольких узких полос хлопчатобумажной ткани с вышитым гладью растительным узором. Полосы не сшивались в нижней части, между ними вставлялись дополнительные клинья, которые, расширяясь, напоминали хвост птицы. Нижний передний край саукеле оторачивался узкой полосой меха. Вся поверхность головного убора обильно украшалась: в центре нижнего края, маркируя середину лба/переносицу невесты, прикреплялась крупная серебряная бляха «жыга» (каракалп. «круг», «корона») с выпуклой центральной частью, увенчанной большим кораллом; к наушникам – пришивались крупные фигурные бляхи «кыран» (каракалп. «зоркий», «бьющий без промаха» – эпитет хищной птицы) с коралловыми и бирюзовыми вставками. Ювелирный декор саукеле дополнялся сеткой из крупных кораллов, листовидных штампованных бляшек и низок из крупных бляшек в форме усеченного конуса с кораллом, бирюзой или зеленой пастой в высоком касте. К нижней части саукеле пришивались многорядные бусы. Серебряный «тобелик» – навершие – состоит из металлического донца и двух изогнутых пластин (лобной и затылочной). Его позолоченная поверхность украшена штампованным орнаментом геометрического и растительного характера, крупными конусами/умбонами со вставками из коралла или зеленой пасты, подвесками с металлическими бляшками и коралловыми бусинами.

Авторы:

Кубель Е.Л. научный сотрудник 1 категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана