Вернуться
Альбомы

Вышивка крымских татар

Дата:

09.11.2021

Серия:
Вышивка
Народ:

татары крымские; татары крымские степные; татары крымские предгорные

Аннотация:

У народов, населявших Крымский полуостров, искусство вышивания было развито издавна. Крымские татарки, караимки, крымчачки – все они были прекрасными вышивальщицами. К концу XIX – началу ХХ в. у каждого из этих народов сформировались свои излюбленные композиции, способы выполнения вышивки. У крымских татар вышивки украшали не только одежду (куртки, женские платья, женские головные уборы «фесы» и покрывала, обувь, мужские пояса «учкуры»), но также платки, полотенца, кисеты, амулетницы. Вышивки являлись неотъемлемой частью интерьера, существовали специальные полотенца для украшения стен. Вышитые предметы занимали значительное место в свадебной обрядности. Выполнялись вышивки цветными шелковыми или шерстяными нитями, золотными (золотистого и серебристого цвета), битью, пайетками, иногда бисером. Крымские татарки прекрасно владели многими техниками вышивки. В технике двухсторонней глади (кр.тат. – «татар ишлеме») вышивались узоры на головных покрывалах, учкурах, полотенцах для украшения стен, ритуальных полотенцах и платках. Двухсторонняя гладь выполнялась швами «вперед иголку», стебельчатый, козлик, косичка, параллельный и непараллельный атласный и др. Реже встречается счетная гладь. Крымские татарки (особенно южнобережные и западного Крыма) в совершенстве владели техникой вышивания по выдергу (стяги, перевить, мережки, кр.тат – «эсап ишлеме»). Кроме двухсторонних использовались также односторонние швы: тамбурный (кр.тат – «къаснакъ»), односторонняя гладь вприкреп (кр.тат – «мыкълама»), шитье шнуром (кр.тат. – «букме»), битью и пайетками (кр.тат – «телли»). В этих техниках обычно украшались изделия из плотных тканей (предметы одежды, кисеты, амулетницы и т.п.). Судя по музейным собраниям вышивок, эти техники существовали у крымских татар на протяжении более чем 300 лет. Со временем менялся рисунок вышивок, появлялись и исчезали сюжеты, менялась цветовая гамма, но набор основных техник, несмотря на некоторое падение мастерства, к началу ХХ в. в целом в Крыму сохранился.

Авторы:

Сластникова Людмила Александровна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана