Вернуться
Альбомы

Вышивка финно-угорских народов Балтийского и Баренцева регионов

Дата:

06.12.2021

Серия:
Вышивка
Народ:

ижоры; водь; вепсы; финны петербургские; ингерманландцы; эстонцы; финны ингерманландские; финны; карелы; карелы верхневолжские; саамы кольские; саамы восточные; сето; сету

Аннотация:

Вышивка – один из наиболее распространенных видов женского рукоделия у вепсов, води, ижоры, карел, саамов, сето и финнов. Местные обычаи, этническая специфика культуры каждого из этих народов позволили сформировать свои особые орнаменты, сюжетные композиции и цветовые решения, а также способы декорирования костюма и предметов интерьера. Технологические приёмы вышивания не были статичны, они изменялись во времени. Большей стабильностью и архаичностью отличались лишь бордюрные швы (полосы геометрического орнамента, дополняющие центральную композицию вышивки). Древность бордюрных швов подтверждается тем, что они имеют многочисленные аналогии у народов, населяющих Россию. Наибольшей декоративности народная вышивка достигла в конце XVIII – XIX в. В первой половине XIX столетия более сложные композиции и виды вышивки были характерны для изделий ижоры и финнов эвремейсов, а старинные орнаменты, выполненные швом «роспись» чаще встречались в вышивке вепсов, води и сето. Несмотря на то, что в конце XIX века традиционный орнамент в вышивке, стал упрощаться и в ней появились городские заимствования вышивка, как и раньше, сохраняла свою территориальную специфику, оригинальность и самобытность. Самым распространенным материалом для вышивания являлись нити из овечьей шерсти, шёлка, льна и хлопчатобумажные нити, окрашенные натуральными красителями. В народной вышивке повсеместно присутствовали геометрические орнаменты и сюжетные композиции. В орнаменте преобладали солярные символы: сложные ромбы, кресты, свастики, розетки. Сюжетная вышивка включала различные варианты сюжетов с орнитоморфными и зооморфными мотивами, а также изображения стилизованных женских фигур и деревьев. Реже в декоре предметов интерьера и одежды прибалтийско-финских народов встречались изображения «оборотней», барсов. Вышивкой украшались практически все части традиционного костюма: праздничные рубахи, кафтаны, юбки, передники, набедренники, головные уборы. Также вышивку использовали для декорирования предметов интерьера: полотенец, подзоров. Техника вышивания поражала разнообразием. Повсеместно у прибалтийско-финских народов использовались такие приемы вышивания, как двухсторонний шов «роспись»; счётные швы (косая и прямая стёжка, набор); косой и прямой кресты; шитье по выдергу; цветная перевить; односторонняя и двухсторонняя виды глади; мережки, тамбур, разнообразные контурные и краевые швы. Вышивка могла быть выполнена как одним видом шва (роспись, крест, тамбур), так и набором различных швов, которые сочетались в одном изделии, придавая рисунку наибольшую выразительность и фактурность. Самыми несложными по исполнению были простые отделочно-декоративные и обшивочные швы. В культуре саамов бисер был практически основным материалом для украшения традиционной одежды. Вышивку бисером применяли при декорировании женских, мужских и детских головных уборов, женских поясов, упряжи на оленя и пр. В бисерном шитье саамы применяли технику низания и шитья в прикреп. Сначала бисерины нанизывались на нити, изготовленные из сухожилий оленя, которые затем выкладывалась по узору, а затем и прикреплялись к основе поперечными стежками через одну бисерину. В Балтийском регионе, вышивка бисером была характерна для поясной одежды и головных уборов эстонцев и финнов. В Северной Карелии с конца XVIII в. получило распространение шитье бисером по веревочному контуру, именуемое «саженье по бели». У карел, проживавших в Тверской губ. декор из бисера и стекляруса был также типичен для праздничных женских кокошников.

Авторы:

Королькова Людмила Валентиновна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук