Вернуться
Альбомы

Глиняная игрушка Таджикистана и Узбекистана

Дата:

13.12.2021

Серия:
Игры и игрушки
Народ:

таджики; таджики горные; узбеки

Аннотация:

Коллекция среднеазиатской керамики РЭМ является одной из самых крупных и представительных среди собраний европейских музеев. В ней отражены все известные техники изготовления и орнаментации, формы и размеры предметов, а также представлены изделия городских ремесленных центров и сельских мастерских. Небольшая по численности, около 260 предметов, но разнообразная и самобытная часть этого собрания представлена таджикской и узбекской глиняной игрушками. Коллекция мелкой пластики музея является уникальной, так как в ней представлены различные художественные центры Средней Азии, такие как Самарканд, Худжанд, Куляб, Ташкент и многие другие. Каждому ремесленному центру были присущи свои технологические и орнаментальные приемы, однако мастер-игрушечник непременно привносил в свои изделия, нечто индивидуальное, характерное только для его авторской манеры исполнения. Каждый предмет коллекции представляет собой неповторимый, зачастую фантастический образ, интерпретирующий традиционные представления о животных, птицах, демонических существах. Одним из излюбленных приемов среднеазиатских мастеров являлось сочетание в одном предмете нескольких образов, например, дракон изображался с хвостом в виде змеи, из его головы «вырастала» птица, а из спины – демон-шайтан. Глиняные игрушки-свистульки являлись атрибутом весеннего праздника Навруз – иранского Нового года по солнечному календарю, который имеет древнюю традицию празднования в земледельческих оазисах Средней Азии. За несколько дней до праздника на среднеазиатских базарах начинали продавать ярко раскрашенные глиняные свистульки, которые были разных размеров – от небольших до достаточно крупных, достигавших в высоту 25 см. Дети играли с ними только в дни праздника, а затем выбрасывали. Согласно традиционным представлениям таджиков и узбеков, подражая свисту ветра с помощью свистульки можно было вызвать и сам ветер, за которым следовал дождь. Дождь, идущий в день весеннего равноденствия, считали «оби рахмат» – «водою милости». Дождевой водой обрызгивали закрома с зерном, сосуды, используемые в молочном хозяйстве, под дождь выносили маленьких детей, чтобы они были здоровы и хорошо росли. Поэтому не случайно основными персонажами глиняной игрушки являлись мифологические существа дракон и змея, связанные в народных представлениях с водой и нижним миром мертвых. Столь же популярны были изображения птиц, пение которых пробуждало природу, призывало весну, тепло, и в традиционном мировоззрении устойчиво ассоциировалось с верхним небесным миром, обиталищем божеств и праведных душ. Гораздо реже среди традиционной мелкой пластики можно встретить стилизованные изображения других животных – коров, барашков, лошадок, обезьян и слонов. В XIX – первой четверти ХХ века изготовление глиняных игрушек-свистулек являлось подсобным занятием мужчин-гончаров (Ташкент, Бухара, Самарканд, Худжанд, Ура-Тюбе). В некоторых районах Средней Азии производством керамики и мелкой пластики занимались женщины (Риштан, Куляб, Дарваз, Памир). К 1930-м годам в связи со значительными экономическими изменениями в традиционном ремесленном производстве узбеков и таджиков гончарное производство и сопутствующее ему игрушечное практически исчезли. Только в середине 1950-х годов, благодаря содействию старых мастеров-керамистов, начинает восстанавливаться игрушечный промысел как самостоятельное декоративно-прикладное искусство. В творчестве художников второй половины ХХ века можно наблюдать две основные тенденции, одна из которых была направлена на сохранение и развитие традиционных приемов и образов, а другая характеризовалась новаторским подходом, который не ограничивал художественную фантазию мастера и проявлялся в создании новых образов, например, людей, многофигурных композиций, предметов быта в форме глиняных игрушек (подсвечников-змей, сосудов-драконов и т.п.). Таким образом, игрушка перестает быть свистулькой и становиться декоративным элементом интерьера или сувениром.

Авторы:

Старостина Ольга Викторовна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук; Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана