Вернуться
Альбомы

Каракалпаки. Женские шейно-нагрудные украшения

Дата:

24.11.2021

Серия:
Каракалпаки
Украшения
Народ:

каракалпаки

Аннотация:

Собрание Российского этнографического музея (далее – РЭМ) содержит около ста двадцати каракалпакских шейно-нагрудных украшений. Несмотря на то, что коллекции собирались на протяжении трех десятков лет, временные рамки изготовления этих предметов достаточно узкие: большинство предметов относится к концу XIX – первым десятилетиям XX века. По каракалпакской традиции большая часть нагрудных украшений прикреплялась к съемным, сшитым из сукна или другой ткани Съемным нагрудникам «онгирше», которые девушки и молодые женщины носили поверх платья с вертикальным разрезом. Онгирше крепился на шее завязками или широкими лямками. В верхней части нагрудника могли находиться одна или несколько застежек «айшык» (каракалп. «маленькая луна»), на которые женщины фертильного возраста обычно застегивали ворот домашнего платья. В собрании музея хранится тип застежки в виде цветочной розетки, для обозначения которой характерно использование четырех монет, образующих лепестки. За словом «ай» – «луна», – которое входит в наименование предмета, кроется глубокий смысл. Луна в каракалпакском фольклоре связана с рождением детей. Главная героиня каракалпакского героического эпоса «Кырк кыз» («Сорок девушек») Гулаим на одежде носила изображение «луны из золота». Лунной символикой, по-видимому, наделялись все части украшения, имеющего форму цветка: его «сердцевина» – символ лунного диска, «лепестки» – обозначения фаз луны. Монеты традиционно входили в декор каракалпакского женского костюма. Так, в собрании РЭМ имеется обильно украшенный монетами нагрудник для девочки. Следует отметить, что наличие монет на нагруднике не только служило демонстрацией достатка семьи девушки – им также приписывалось магическое свойство обеспечивать богатство в ее будущей жизни. Кроме того, имел значение и материал, из которого они были сделаны. Серебро, «чистый» по народным представлениям материал, осуществлял функцию защиты жизни и здоровья владелицы украшения. Важной составляющей набора женских нагрудных украшений были бляхи «бака туйме» (приняты также другие наименования: «жалпак туйме», «онир туйме»), и «шар туйме». При изготовлении этого вида изделий каракалпакские ювелиры использовали популярную в регионе басменную технику тиснения. «Басма» в тюркских языках означает «отпечаток». Мастер закладывал тонкий серебряный лист в форму и с помощью куска мягкого свинца вбивал его в углубления. Пластина с тиснением служила лицевой частью украшения, имевшего форму уплощенной коробочки, внутреннее пространство которой было заполнено мастикой или прессованной бумагой. Украшение выглядело массивным, при существенной экономии материала. Интересно, что в наименовании одной из блях присутствует слово «лягушка» («бака туйме» – каракалп. «бляха в форме лягушки»), и, хотя в ее форме исходный образ не читается, такой вариант является каноническим для каракалпакских ювелирных изделий. Представления о лягушке, как о существе, наделенном большой магической силой, издавна существовали на территории всего Среднеазиатско - Казахстанского региона. Этот образ всегда связан с плодородием животного и растительного миров и материнством. У каракалпаков сохранились чрезвычайно архаичные представления о лягушке как о прародительнице мира, в этом качестве она упоминается в фольклоре. В набор нагрудных украшений традиционно входили серебряные пуговицы «туйме». Пуговицы небольшого размера (высотой 2,5 см) служили застежкой ворота женского платья. «Туйме» большого размера (высотой 6,5 – 8,5 см) украшали девичьи нагрудники, женщины их пришивали вдоль вертикального разреза своих платьев. Нижняя часть нагрудников традиционно маркировалась двумя видами украшений: петлей /подвеской «гилтшалгыш», к которой подвешивали куполок «онгирмоншок», спускающийся достаточно низко – ниже живота (общая длина украшения с подвесками составляла 22 – 29 см). В целом, в собрании РЭМ достаточно полно представлен набор каракалпакских женских нагрудных украшений.

Авторы:

Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана