Вернуться
Альбомы

Каракалпаки. Детская одежда.

Дата:

24.11.2021

Серия:
Каракалпаки
Костюм
Народ:

каракалпаки

Аннотация:

Наиболее ценной частью каракалпакских коллекций является детская одежда. Как правило, для самых маленьких она была одного кроя, ее шили в лоскутной технике курок. До достижения 3–4 лет мальчиков и девочек одевали одинаково. Костюм состоял из мягкой стеганой шапочки «топпы» (или «кулох тахъя») и рубашки «курте», которые традиционно изготавливались из хлопчатобумажных тканей, и для тепла имели стеганую подкладку из ваты или из верблюжьей шерсти. Головной убор в коллекции музея представлен одним экземпляром шапки «кулох тахъя» (кол. 7876-23). В области лба на ней нашита небольшая зубчатая трехслойная розетка из белой, синей и красной тканей. Охранное значение явствует из ее названия – тумор («амулет») . Мастерица повторила в синем цвете розетки и в ее форме звездчатую пуговицу персидской работы. Такие пуговицы каракалпаки иногда использовали в качестве оберега. У оседлого населения земледельческой зоны Средней Азии, например, Бухарского оазиса, было принято украшать ими женские накидки «фаранджи» . Большая часть плечевой детской одежды «курте», «курок курте», представленной в коллекциях РЭМ семью экземплярами, выполнена в лоскутной технике. Шесть из них собраны в 1934 г. С.П. Толстовым, одно привезено А.С. Морозовой и М.Д. Перлиной в 1969 г. Несмотря на значительный временной интервал, все вещи выполнены традиционным способом с использованием единой системы декора, что делает возможным включение их в один типологический ряд. Охранной силой обладали как сами вещи, сшитые из разных лоскутов, так и квадраты с курочным узором, нашивавшиеся на одежду. Это связано с представлениями об особых защитных свойствах материала для детских вещей: их обычно изготавливали из старой одежды бабушки или другой почтенной родственницы, потомство которой было здоровым и многочисленным. Имела значение также числовая символика, в частности числа 12, сакрального для каракалпакской культуры – именно таково количество видов ткани, из которых сшита рубашка (кол. 7874-24). Оберегать жизнь и здоровье детей, по поверью, должны были амулеты, которые нашивали на спинку одежды. В коллекции представлено несколько амулетов из серебра – металла, имевшего по представлению всех народов среднеазиатско-казахстанского региона очистительные свойства. Охранной силой обладали и амулеты с когтями орла или коршуна (кол.7128- 234, 235). Небольшие матерчатые треугольные мешочки, наполненные солью, перцем и гвоздикой – средствами, по народному поверью препятствовавшими сглазу, призваны были в несколько раз увеличить магическое воздействие амулета (кол. 7403-23). Одежда более старших детей свои кроем и материалами повторяла одежду взрослых.

Авторы:

Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана