Вернуться
Альбомы

Трубки, кальяны и табакерки народов Кавказа, Средней и Передней Азии

Дата:

04.10.2021

Серия:
Утварь
Народ:

персы; грузины; турки; аварцы; армяне; хевсуры; кубачинцы; курды; цыгане европейские; абхазы; евреи грузинские; кабардинцы; узбеки; киргизы; сарты; таджики

Аннотация:

Принадлежности для хранения и употребления табака из фондов отдела этнографии народов Кавказа и Средней Азии являются уникальными образцами прикладного искусства Востока. В собрании отдела представлены кальяны, курительные трубки, мундштуки, табакерки и кисеты, имевшие распространение как в городской, так и сельской среде. В первую очередь они представляют исключительный интерес с точки зрения многообразия предметного ряда, используемых при изготовлении материалов, способов декорирования, а также форм изделий, созданных местными мастерами или привозных. В зависимости от места изготовления, предпочтений и финансовых возможностей заказчиков и покупателей, различались материалы, из которых изготовлялись принадлежности для употребления табака, а также аксессуары к ним. Кроме того, имели значение предназначение предмета, а также статус его владельца. Так, наиболее распространенные в черноморско-каспийском регионе курительные трубки могли быть изготовлены как из простых недорогих материалов, например, из глины или грушевого дерева, если трубку предполагалось использовать в повседневности или в походных условиях, так и из латуни и даже серебра, если предмет предназначался для интерьерного курения знатных особ. Среди статусных трубок из серебра, представленных в коллекциях отдела, следует отметить, в частности, предмет, изготовленный по заказу персидского шаха мастером H. Амбарцумяном в 1850 г. Трубка с прямым длинным чубуком и цилиндрической чашей, декорирована в технике филиграни, покрыта позолотой, а мундштук к ней изготовлен из янтаря. Не менее изысканно выглядит трубка, бытовавшая в аварской среде в конце XIX – начале XX в., с длинным изогнутым в нижней части чубуком, изготовленная из дерева и оправленная серебром. Декор серебряных деталей этого предмета исполнен в технике гравировки и черни с доминированием растительного орнамента. Важным функциональным элементом трубки является игла для ее прочистки, которая вставляется в специальный футляр на цилиндрической трубочке-муфте, присоединенной к чубуку при помощи двойных цепочек. Наравне с длинными курительными трубками были распространены и короткие, которые чаще всего изготовлялись из цельного куска дерева твердых пород. Более сложным предметом для курения являлись кальяны, распространение которых охватывает регион Средней Азии, Иран и юг Кавказа. Основу этого предмета составляют колбы-резервуары, которые первоначально изготовляли из двух природных материалов: кокосового ореха и тыквы. В дальнейшем, однако стали использовать и металл, в частности, олово, латунь, медь, а также стекло, которое в Иране было привозным и для состоятельных потребителей доставлялось из Венеции. Представленные в собрании иранские колбы из ореха оправлены в медь для сохранности, один из предметов декорирован подвесками на цепочке, привешенными к медному ободу. Популярность ореха как материала для изготовления кальянных колб была столь велика, что даже металлический, изготовленный на юге Ирана из олова, резервуар имеет форму большого пальмового ореха. Более того, термином «наргиле», то есть «орех» в переводе с санскрита, до сих пор обозначают кальян в ряде культур, например, в Сирии и Армении. Колбы из тыквы также оправлялись для сохранности металлом, элементы из которого имели, кроме этого, декоративные функции. Медь как материал для изготовления резервуаров кальянов особенно был популярен в Средней Азии. Остальные детали кальяна, например, трубки и мундштуки изготовлялись из дерева, а подставка и чаша – из металла. При этом даже самые мелкие металлические элементы в иранской традиции могли быть декорированы изысканными рисунками, тщательно нанесенными местными эмальерами. Курительные приборы бытовали преимущественно в семьях с высоким социальным статусом, сам процесс курения табака и трав требовал длительной подготовки и занимал долгое время. Обычно курение сопровождало застольную беседу во время приема гостей и подразумевало поочередное использование прибора друг за другом. Кальяны держали также в чайханах и за отдельную плату предлагали посетителям воспользоваться ими. С распространением в регионе папирос появляется еще один вариант курительного приспособления – мундштуки. Престижными считались серебряные изделия, особенно те из них, которые были исполнены в технике филиграни или декорированы гравировкой и чернью. Один из таких мундштуков, выполненный армянским мастером, имеет надпись, сделанную чернью, указывающую, вероятно, на имя владельца. Курительные практики получили распространение в регионе в первую очередь в мужской среде, однако и женщины в некоторых локальных традициях могли курить кальян, как это было популярно в Иране, а также трубку, например, в абхазской среде. Следует заметить, что женские трубки маркировали статус и преклонный возраст своих владелиц, поскольку курить женщины начинали, будучи бабушками, после завершения фертильного возраста. Таким же знаком статуса женщин преклонных лет в городах, особенно среди армянок и грузинок, были табакерки, в которых хранился нюхательный табак. Изящные дорогие серебряные табакерки с изображениями женщины в богатом платье, всадника на коне использовали обеспеченные дамы-горожанки. Табакерки, как и кисеты, были весьма распространенным предметом обихода. О значимости табакерок в быту народов Средней Азии говорит то, что в городах региона был представлен отдельный промысел мастеров по изготовлению этих коробочек для хранения жевательного табака «насвай». Жевательный табак употребляли как мужчины, так и женщины различных возрастов. Материал и орнаментация табакерок зависела от финансовых возможностей владельца. Так, например, состоятельные люди покупали на базарах у лучших мастеров табакерки из меди, инкрустированной драгоценными металлами, а бедняки часто изготавливали эти предметы сами из дерева, рога, глины. Принадлежности для употребления табака имели свою особую эстетику, которая демонстрируется также в изображениях этих предметов. В иллюстративных фондах музея хранятся рисунки трубок, мундштуков и кисетов с тонкой прорисовкой орнаментального декора, который вплетался в материал, из которого предмет был изготовлен.

Авторы:

Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук; Старостина Ольга Викторовна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.