Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Печные стеновые рельефно-расписные изразцы первой трети XVIII в.

Дата:

25.08.2021

Серия:
Орнаментика
Ремесла
Народ:

русские

Аннотация:

История русского изразца начинается с терракотовых бесполивных рельефных керамических изделий XVI в., использовавшихся в фасадном убранстве архитектурных памятников и облицовке печей. В период расцвета изразцового производства в середине XVII – XVIII в. муравленые (зеленые) и полихромные изразцы доминировали в фасадном убранстве архитектурных памятников, а многочисленные изразцовые печи украшали интерьеры дворцовых залов, дворянских и купеческих особняков, монастырских палат. На рубеже XIX и XX столетий изразцовые печи стали частым элементом интерьера также для простых горожан и зажиточных крестьянских семей. Рельефно-расписные изразцы изготавливались на протяжении первых трех десятилетий XVIII в. Они пришли на смену рельефным полихромным изразцам XVII в., позднее были вытеснены плоскими расписными изразцами, получившими широкое распространение в середине – второй половине XVIII в. Рельефно-расписные изразцы сочетают в декоре лицевой пластины рельеф и роспись по эмали. На плоскую лицевую поверхность черепка наложена рельефная композиция, состоящая из элементов растительного и геометрического орнаментов и выпуклого медальона; а белый фон центрального медальона, боковых и угловых частей пластины заполнен синими или многоцветными (желто-зелено-коричневыми) рисунками. В орнаментальном оформлении изразцов можно проследить сочетание сразу двух европейских традиций, элементы которых перешли из более ранних европейских аналогов XVII столетия: это рельефные формы – арка, колонны и геральдический картуш (Германия, Литва, Польша) и роспись (Голландия). Производство комплектов печных облицовок из рельефно-расписных изразцов было организовано в нескольких керамических центрах, существовавших в Москве, Балахне, Соликамске, Ярославле и, возможно, в других городах. Тесные связи между столичными и провинциальными керамическими мастерскими способствовали переходу новых заимствованных форм декорирования из одного региона страны в другой с незначительными изменениями элементов рельефного и нарисованного декора. В фондах Российского этнографического музея в составе восьми коллекций хранятся 44 русских печных стеновых рельефно-расписных изразца первой трети XVIII в. Основные признаки, характерные для оформления лицевой поверхности рельефно-расписных изразцов следующие: 1. Каждый изразец и клеймо из четырех изразцов в составе печного набора являются самостоятельными элементами облицовки с завершенной композицией. 2. Фон на всех изразцах белый; полива белого, зеленого, желтого, синего и коричневого цветов; рисунки синие или многоцветные (желто-зелено-коричневые). 3. Композиция каждого изразца и для клейма из четырех изразцов имеет вертикальное положение относительно оси симметрии, занимает все поле предмета с акцентом на центр и углы (четыре или два верхних) и включает в себя три основных составляющих: – рельефный медальон (общий элемент для всех изделий); – рельефные детали, обрамляющие медальон: картуш или рамка прямоугольной формы с арочным завершением, или колонны; – рисунки в медальоне, угловых частях и по краям лицевой пластины: стилизованные цветы, архитектурные постройки (отдельно стоящие или комплексы из нескольких зданий), реалистично переданные животные, птицы, или неодушевленные предметы: ваза, воинские атрибуты (барабан, сабли, перекрещенные знамена). Рельефно-расписные изразцы выпускались недолгое время. По этой причине сохранившиеся изделия имеют особую значимость: выявленная в фондах РЭМ разнообразная по составу группа этих предметов обладает несомненным интересом для систематизации и пополнения сведений о русском изразце. В собрании музея хранятся как уже известные из литературы предметы, так и не введенные в научный оборот. Публикуемые памятники позволяют составить достаточно полное представление об особенностях декоративного оформления изразцов рассматриваемого периода.

Авторы:

Пинкусова Татьяна Владимировна, научный сотрудник отдела научной документации