25.08.2021
русские
Изразцовые печи XVII – XIX веков играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, царских и боярских теремов, монастырских покоев, а начиная с XVIII века - и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. В коллекции Российского этнографического музея печные наборы из гладких полихромных изразцов XVIII века составляют значительную часть: более 2000 единиц хранения в составе 15 коллекций. Предметы поступили из Вологодской, Костромской, Пермской губерний, а также из Ленинградского государственного музейного фонда. Производство гладких расписных изразцов было организовано по указу Петра I после его путешествия по Европе в 1697-1698 годах, где ему представлена знаменитая голландская (дельфтская) керамика. По возвращении Петр I приказывает устроить в Летнем дворце печи «на галанский манир». Вначале плитку заказывали из Голландии, она считалась одной из лучших в мире, выпускалась стандартных размеров и толщины. Вскоре в Санкт-Петербурге открыли собственное производство. Самая большая фабрика была построена в Стрельне, но местная глина оказалась более рыхлой, чем белая голландская, поэтому плитка получалась толще, другим был и профиль румпы. Первые гладкие изразцы петербургского производства отличались от аналогичных голландских более свободной широкой росписью, сохраняя при этом цветовую гамму – синяя по белому фону. В сюжетах этих изделий, по мнению известного исследователя изразцового искусства С.А. Маслиха, «сказывались иноземные влияния, особенно в изображениях зданий и парусных судов». Под Москвой в мастерских Ново-Иерусалимского монастыря в 1709 году начинают производство гладких изразцов. В росписи и сюжетах изделий московских мастеров голландские влияния незначительны. Русским изразцам была свойственна декоративность, цвет использовался гораздо шире и разнообразнее. Одноцветную синюю роспись, которая больше отвечала вкусам петербургских мастеров, в 40-х годах XVIII века в Москве вытеснили многоцветные изразцы с сюжетной росписью. При этом существовало два варианта – с подписями и без них. Интерес художника к человеку и окружающей его обстановке выражался главным образом на изображении жанровых сценок. Картины природы, архитектурные ландшафты использовались в изразцовых росписях преимущественно как фон, на котором развертывалось то или иное действие. На многих подписях прослеживается влияние книги «Символы и эмблемата» (сборника изображений символов и эмблем, составленного на основе западноевропейских книг аналогичного содержания Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I , напечатанной в 1705 году в Амстердаме. Плитки изготавливались в технике подглазурной росписи. Их поверхность покрывали белой эмалью, затем на нее в два этапа наносили роспись, после чего изразец обжигали. Орнаментальные мотивы изразцовых наборов XVIII века отличаются большим разнообразием и сочетанием в одном наборе разных видов орнаментов – традиционного растительного, зооморфного, сюжетного, архитектурного и ландшафтного. Сюжетные композиции заключены в рамки - от простых узких каемок до широких и сложных по рисунку. Исключением были изразцы с изображением цветов: они, как правило, не имели обрамления.
Фонякова Ольга Николаевна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.