Вернуться
Альбомы

Шаманские атрибуты эвенков-орочон

Дата:

08.09.2021

Народ:

эвенки; орочоны; тунгусы

Аннотация:

Шаманизм народов Сибири считается классическим феноменом мировоззрения, характеризующегося как холотропный тип взаимоотношения человека и космоса. В нем особую роль играет личность шамана, который обладает способностью входить в измененное состояние сознания – в том числе экстаз во время ритуального шаманского действия – камлания. Камлание обычно осуществляется в шаманском чуме при свете костра в темноте. При особо сложных ситуациях – тяжелой болезни, эпидемии, смерти человека, камлание проводили на шаманских мольбищах с сооружением шаманского чума с галереями – проходами между мирами верхнего и среднего мира. Сам шаманский чум изображал модель мира, по которой совершал духовные полеты шаман во время ритуала. Шаман для камлания обязательно надевал на себя специальный костюм – шаманскую одежду, символизирующую вселенную и птицу-зверя, предка шамана; использовал различные ритуальные предметы – бубен и колотушку, жезл, маску, амулеты. В настоящем каталоге представлены шаманские коллекции сибирского собирателя Д.М.Головачева (1910), сотрудника ЭО РМ (ныне РЭМ) А.А.Макаренко и московского исследователя М.Г.Левина (1927–1928) из собрания Российского этнографического музея. Они состоят из редких и уникальных предметов с шаманского захоронения на р.Нерчи, близ с. Кыкеры Забайкальской области 1910 г., шаманского мольбища из Забайкалья и Северного Прибайкалья 1927–1928 гг. Первые были собраны с воздушного сруба арангаса у подземного захоронения большого орочонского шамана. Забайкальская коллекция включает шаманский кафтан с 2 нагрудниками, шаманскую железную корону, головной убор, обувь, медную маску, бубен с колотушкой, деревянный жезл с навершием из кости в виде головы лошади, три промысловых амулета. Наибольшую ценность представляют остатки шаманского костюма. Шаманский костюм представляет собой одежду цельношкурного покроя из замши лося, окрашенной в оранжевый цвет с бахромой и жгутами, придающими костюму облик птицы и зверя оленя. На кафтан нашито множество железных подвесок – в виде скелета предка, наспинная подвеска аркалана с изображением животных – птицы, оленя, лошади, медведя, а также космических объектов – символов неба с солнцем и прохода в нижний мир с духами охранителями. Кафтан датируется началом XIX века по надписи на колокольчике и наличии костяных подвесок в виде кружков – солярных знаков и птиц. Это уникальный костюм шамана, сохранивший реликтовую символику и подвески. Коллекция шаманского захоронения близ местности Ашинкан у р.Ангары была собрана Левиным с арангаса большой шаманки Одокон. В каталоге представлены вещи преимущественно собирателя Д.М.Головачева и несколько предметов собрания А.А.Макаренко с шаманского чума, а также М.Г.Левина с арангасного захоронения.

Авторы:

Сем Татьяна Юрьевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук.