Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Свадебные платки чувашей

Дата:

25.08.2021

Серия:
Орнаментика
Костюм
Народ:

чуваши; анатенчи

Аннотация:

Среди свадебных атрибутов чувашей особое место занимали вышитые платки, имевшие в разных районах названия «кӗрӱ тутри», «ҫулӑк», «тӑваткал», «ал тытти» и другие. В XIX веке платки были широко распространены на всей территории расселения чувашей и маркировали участников свадебного обряда. В сложенном треугольником виде их прикрепляли на плечи жениха, реже – парней из поезда жениха. Жених и другие участники обряда могли держать платок в руках за специальную петельку, пришитую в центре. В качестве поясных подвесок платки входили в состав костюма женщин-поезжан. В конце XIX – начале ХХ века в некоторых районах свадебные платки также заменили вышедшие к этому времени из бытования покрывала невесты. Свадебные платки имели прямоугольную форму и размер около 35 ×50 см. Изготавливали их из холста и декорировали вышивкой, выполненной, как правило, в двусторонних счётных техниках (роспись, гладь, мордовский крест, стебельчатый шов, простой редкий крест и др.) шёлковыми и шерстяными нитками красного, синего, зелёного, жёлтого и чёрного цветов. Вышивку дополняли нашивками красной шёлковой тесьмы. По периметру платки украшали шёлковой, реже шерстяной или хлопчатобумажной бахромой красного цвета. Иногда в бахроме чередовались красные, голубые, зелёные участки. Композиция декора свадебных платков на протяжении XIX века оставалась практически неизменной. По периметру платка вышивали широкую кайму, обычно обрамлённую с двух сторон шёлковой тесьмой и узкой полоской вышивки вдоль тесьмы. В двух противоположных углах по диагонали либо в четырёх углах центрального поля платка размещали розетки, побеги либо другие элементы. В некоторых случаях розетки могли заполнять почти всё поле. При сложении платка треугольником становились видны только кайма и один из углов центрального поля. Орнамент платков был преимущественно геометрическим либо растительным, значительно реже встречались орнитоморфные и крайне редко зооморфные мотивы. Все элементы орнамента были значительно геометризированы, что обусловлено применением счётных техник вышивки. В вышивке свадебных платков не было каких-либо специфических орнаментов, характерных только для этой группы памятников. Все они встречаются и на других чувашских изделиях из текстиля, декорированных в двусторонних техниках вышивки: поясах и поясных подвесках разных типов, головных полотенцах «сурпан», деталях головных уборов «масмак», передниках, покрывалах невесты. Многие орнаменты, применявшиеся в декоре чувашских свадебных платков, встречаются в вышивке финно-угорских, тюркских и славянских народов. Российский этнографический музей обладает крупнейшим в мире собранием свадебных платков чувашей, насчитывающим более 170 предметов почти всех этнографических и этнотерриториальных групп чувашей (верховых, средненизовых, низовых, закамских, бузулукских, приуральских). Собрание музея было сформировано в основном в первой трети ХХ века силами таких известных коллекционеров и исследователей культуры народов Поволжья, как В.А. Прохоров, И.Н. Смирнов, И.К. Зеленов, С.И. Руденко, Н.В. Никольский. Часть свадебных платков была передана в РЭМ в 1948 году в составе коллекций расформированного Музея народов СССР (Москва). В альбоме представлены несколько наиболее интересных свадебных платков из коллекции музея, а также другие чувашские изделия, в вышивке которых использованы аналогичные орнаменты.

Авторы:

Кашпар Наталья Юрьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья