Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Ковровые изделия каракалпаков

Дата:

25.08.2021

Серия:
Орнаментика
Ковры и ковровые изделия
Народ:

каракалпаки

Аннотация:

Собрание Российского этнографического музея включает ковровые изделия каракалпаков, относящиеся к основному месту их проживания – дельте Амударьи. Это ворсовые коврики «есик кас», которые вешали над дверью внутри юрты, и мешки каршины – в них складывали вещи. Время изготовления таких предметов охватывает широкий период: с середины XIX - до первых трех десятилетий XX века. Корпус памятников достаточно репрезентативен (54 предмета) для того, чтобы охарактеризовать основные принципы орнаментальной композиции ковровых изделий, описать основные медальоны центрального поля и дополнительные фигуры, расположенные между ними. Ткачество входило в комплекс женских домашних занятий. Мастерицы ткали на горизонтальных узконавойных станках. Для работы они брали в основном овечью шерсть, иногда с добавление козьей и верблюжьей. Чтобы добавить яркости в изделие, добавляли также хлопчатобумажные нити для ворса. Узел традиционно использовали симметричный. Медальоны центрального поля – гёли, использовались только в декоре ковровых изделий. Исследователям до сих пор не удалось выявить их связь с родоплеменным делением каракалпаков. О том, что эта связь в древности существовала, говорят материалы Т.А. Жданко, связавшей наименование медальона («шуйыт нагыс» (каракалп. «узор шуйыт»), с названием одного из родов каракалпакского племени мангыт. Жданко также высказала обоснованное предположение, что пары роговидных элементов в медальоне «каршин гёль» – это фигуры птиц – тотемных изображений, геометризированных с течением времени . Медальон «тай туяк» (ноги жеребенка) или «кызыл аяк» (красная лапа) имеет сходство с узорами туркменских ковровых изделий, особенно с медальоном «калкан нуска» (туркм. «калкан»– щит) нуратинских туркмен . В обоих медальонах четко читаются зооморфные изображения. Сходство это объясняется общностью происхождения и этапами этнической истории каракалпаков и туркмен. Каракалпаки, как и нуратинские туркмены, генетически связаны с огузами, переселение которых с Сырдарьи на запад региона происходило в IX –X веках. Орнаментальная композиция каракалпакских ковровых изделий подчиняется двум принципам:1) центральное поле с основными медальонами и дополнительными элементами окружает кайма; 2) расположение орнамента на центральном поле – линейное или сетчатое. Мастерицы использовали разнообразные принципы ритмического построения орнамента. Наиболее часто встречается повторение того или иного мотива с чередованием цвета. Мотивы чередуются и по форме (также с чередованием цвета). Практиковалось частичное наложение одного мотива на другой, а также включение мотива меньшего размера в более крупный. Для того, чтобы избежать однообразия и повторов в линейном орнаменте, широко применялась инверсия, или обратный порядок расположения элементов. Для этих же целей использовали все три основных вида симметрии: переносную, зеркальную, поворотную. Интересен также прием типа «позитив-негатив» -психологический эффект смены фона и фигуры в зрительном восприятии в работе с двухцветным орнаментом, который использовался также каракалпакскими вышивальщицами для украшения женской одежды, головных уборов и мелких изделий, например, мешочков для чая. Дополнительные орнаменты центрального поля, узоры каймы весьма традиционны не только для декора каракалпакских ковровых изделий. Они имели широкое распространение в вышивке, ювелирном искусстве, в резьбе по дереву. Наименования орнаментов см.: Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. – Нукус, 1977. – 77 с.

Авторы:

Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана