Вернуться
Альбомы

Народная набойка: технологии создания

Дата:

09.06.2022

Серия:
Ремесла
Народ:

коми-пермяки; пермяки; мордва; эрзя; мокша; таджики; узбеки; сарты; туркмены; киргизы; кашгарцы; уйгуры; сарыки; текинцы; белорусы; украинцы; бойки; малорусы

Аннотация:

Искусство украшения тканей узором с помощью резных досок было издавна известно народам, проживавшим в Российской империи. В разных губерниях складывались и развивались местные традиции красильно-набивного промысла. Художественное своеобразие декора, технологические тонкости связаны с этнорегиональной спецификой как производства, так и использования узорной ткани. Термин «набойка» связан с технологией производства – для получения оттиска на ткани по деревянной форме следовало ударить специальным молотком или штамп с силой прижимался к материалу рукой мастера. Набойка широко применялась в быту и сельского и городского населения. Из нее шили мужскую и женскую одежду, скатерти, полотенца, одеяла, попоны для лошадей, изготавливали знамена, церковное облачение, переплеты книг, молитвенные коврики. Набойные ткани использовали и в качестве подкладочного материала при создании одежды, обуви или головных уборов. С развитием зарубежной и отечественной ситценабивной промышленности, увеличением импорта шелковых и парчовых тканей набойка уходит из широкого использования. Несмотря на то, что изделия из узорной ткани в некоторых местностях продолжали бытовать и в 1950-60-е годы, уже в начале ХХ века производство набойки постепенно прекращается. Однако в настоящее время многие мастера обратились к этому древнему виду ремесла, возродив традиционные технологии. Современные изделия – произведения декоративно-прикладного искусства, наглядно демонстрируют, как в набойном деле соединилось искусство резчиков по дереву с мастерством красильщиков. Для набойки использовали льняную, конопляную, хлопчатобумажную ткани кустарного или фабричного производства. Встречается также набойка на шерстяных (эстонцы, украинцы) и шелковых (азербайджанцы) тканях. В зависимости от назначения ткани изготавливались либо большим метражом по 4-5 метров, либо в виде отдельных штучных предметов. Узор наносился досками-штампами с рельефным или врезным узором. Также набойщики использовали доски и валики с металлическими штырьками или пластинами для более тонкой прорисовки рисунка. Для набивки узора применялись как краски домашнего производства (например, красная – подмаренник, черная, коричневая, зеленая – плоды и листья грецкого ореха, корки граната, окись железа), так и покупные (индиго, голландская сажа, ализарин, масляные краски разных цветов). Для создания узоров на тканях применяли разные способы. Основными считаются следующие: 1. Прямая печать на ткань производилась нанесением краски с помощью набойных досок. Используя разные штампы, можно было создавать многоцветные композиции. Некоторые элементы узора наносились от руки кистью. 2. Резервирование в сочетании с крашением производилось путем нанесения на ткань штампами специального состава. После отмывки ткани на ее поверхности оставался непрокрашенный узор. На готовую основу могли добавить масляной краской яркие детали – горошины, круги, веточки. 3. Вытравка или травление представляла собой способ декорирования окрашенной ткани. На полотно набойными досками наносили окисляющее вещество, которое разрушало краску. Такой способ применялся обычно для создания мелких узоров с четким контуром. Мастер-набойщик имел собственный набор образцов оттисков на куске ткани (заказник или манерник), по которым заказчики выбирали понравившиеся узоры. Использование определенных узоров зависело от назначения изделия. Так, женскую одежду – сарафаны и рубахи (русские, коми-зыряне, коми-пермяки, карелы, вепсы и др.) шили из набойки с мелким геометрическим или растительным рисунком, мужские штаны (русские, украинцы и др.) – из ткани с полосатым или змеевидным узором; набойка с изображением сюжетных сцен, композиций из розеток, восточных «огурцов», геометрических, растительных, зооморфных фигур, изображений бытовых предметов использовалась для создания скатертей, одеял, занавесов (грузины, узбеки, русские и др.). В собрании Российского этнографического музея широко представлены коллекции инструментов для ручной кустарной набойки, образцы изделий из набивных тканей и образцов узорной материи. Большинство данных предметов бытовали в XIX – первой трети ХХ века у русских, украинцев, белорусов, коми-зырян, коми-пермяков, карел, вепсов, литовцев, латышей, армян, грузин, азербайджанцев, узбеков, таджиков. Литература: М.Д. Перлина. Народная набойка. Л., 1980. М.В. Плотникова. Набойка – В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984. Н.Н. Соболев. Набойка в России. М., 1912. И.Я. Богуславская. Русское народное искусство. Л., 1968 И.А. Алпатова. Набойка.– В кн.: Русское декоративное искусство. Т.2.М., 1963. Н.Виноградов. Красильно-набивной промысел Костромской губернии. Кострома, 1915.

Авторы:

Колчина Е.В., зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья; Старостина О.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Ганина (Городнева) Любовь Геннадьевна, научный сотрудник первой категории отдел этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии