11.02.2022
марийцы; марийцы луговые; марийцы горные; черемисы
Вышитая одежда занимает в традиционной культуре марийцев особое место. Издревле она была показателем мастерства и таланта народа. Каждый вышитый узор отличался уникальностью и свидетельствовал о безграничной фантазии марийских рукодельниц. Основой вышивки становилась холщовая ткань: конопляная, льняная, а с начала ХХ века – хлопчатобумажная. Материалом служили шерстяные и шелковые нити. Колорит марийской вышивки основан на комбинации четырех цветов: черного (темно-синего), красного, зеленого и желтого. Последние два становились дополнением к сочетанию черного, намечавшего контуры орнамента, и заполнявшего его красного. Все цвета получали путем домашнего крашения корнем марены, разными видами трав и листьев, оксидом железа. Орнамент марийской вышивки – геометрический, что связано с техникой ее исполнения «по счету нитей». Как правило, контур наносился с помощью двустороннего шва роспись, заполнение осуществлялись косой стежкой или прямой счетной гладью. Остальные виды швов использовались значительно реже. Как правило, вышивка располагалась на определенных частях одежды. Рубахи украшались по линии ворота, нагрудного разреза, подола, плеч. У моркинских марийцев вышивкой декорировались также продольные швы. Максимально украшались женские головные уборы, различные по форме в зависимости от этнографической группы. Узоры располагались на кафтанах, передниках, поясах и полотенцах. Объемы и красочность вышивки менялись в зависимости от назначения предмета и его обрядового статуса. Особой выразительностью отличался свадебный текстиль. Марийская вышивка обладала локальным своеобразием. Изделия моркинских марийцев характеризуют плотность и множество оттенков красного цвета. Йошкаролинская вышивка обладает четким черным контуром по границам узоров, сернурская носит воздушный и легкий характер. Полихромность и изящность свойственны для горномарийской вышивки. Вышитые узоры разнообразны по форме и названиям. Отдельные элементы орнамента носили названия топонимов, животных, птиц, предметов быта и хозяйства. Среди них встречались и непереводимые словосочетания, а также звукоподражания. Вышивка выполняла защитные и продуцирующие функции, что нашло отражение в сказочном фольклоре, где она сравнивалась с зернами овса. Марийская загадка о вышивке – «Грядки краше полосы» – указывает на ее связь с растительным миром и плодородием. Орнаментация одежды могла многое рассказать о ее владельце, поскольку отражала половозрастные и социальные характеристики носителя. Так, на подоле мужских рубах вышивался специальный узор «öрма», а в нагрудной части женских – символ «чызе орол» («сторож грудей»). Богатство вышивки на головном уборе давало представление об экономическом положении владелицы, а ее аккуратность показывала уровень мастерства. С течением времени марийская вышивка сильно менялась. Появление анилиновых красителей и хлопчатобумажных ниток привело к уменьшению ее размеров и разнообразию цветовой гаммы. У горных марийцев эти изменения протекали интенсивнее, что нашло выражение в орнаментации женского головного убора «шарпан». Восточные марийцы стали использовать в качестве основы пестрядинные ткани, что также повлияло на объемы вышивки. С 1930-х гг. традиционные швы стали вытесняться другими техниками: болгарским крестом, тамбуром, гладью. В то же время на территории Республики открылся ряд вышивальных артелей, среди которых наиболее известна «Труженица», изделия которой радовали жителей вплоть до 1990-х гг. Художники фабрики творчески подошли к осмыслению традиционных марийских орнаментов, адаптируя их под требования советской моды. Платья, костюмы, бытовой текстиль «Труженицы» пользовались популярностью, а лучшие изделия становились участниками международных выставок. Литература: 1. Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л, 1951. 2. Соловьева Г. И. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1982. – 86 с. 3. Маркелов Т. М. Вышивание у марийцев//Этнографическое обозрение. – 1994. - № 6 . С. 138-143 4. Яковлева В. Я. О марийской вышивке// Ученые записки. Выпуск IV : литература, фольклор, искусство. - Йошкар-Ола : Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 1951. - С. 245-270 5. Heikel, Axel Olai. Die Stickmuster der Tscheremissen. Helsingfors: Suomalais-ugrilainen seura, 1915. – 277 p. 6. Wichmann J. Beitrage zur Ethnographie der Tscheremissen. Helsinki, 1913. – 126 p. 7. Беляйкина Р.Ф. Играют узоры. Йошкар-Ола, 1958.
Песецкая А.А., научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.