Вернуться
Альбомы

Художественный металл Ирана

Дата:

25.06.2021

Серия:
Ремесла
Народ:

армяне; персы; иранцы; узбеки; сарты; таджики

Аннотация:

Иранская культура на протяжении веков являлась одной из ведущих на обширной территории, включающей причерноморско-прикаспийские области. Фонды Российского этнографического музея располагают представительной коллекцией как собственно памятников культуры народов Ирана, так и предметов, изготовленных иранскими мастерами, однако бытовавших в инокультурной среде. Корпус предметов, изготовленных из меди, составляет значительную часть артефактов, представленных в иранских коллекциях музея, что объясняется широким распространением изделий из этого металла, выполненных, как правило, на высоком художественном уровне. Декор медных предметов охватывает широкий спектр орнаментальных образов и сюжетов – от разнообразных растительных мотивов до многофигурных композиций. В XIX веке в иранском медночеканном декоративном ремесле, как и в других видах прикладного искусства, получил распространение новый для региона барочный стиль, представленный, в частности, на предметах для украшения интерьера и праздничной сервировки стола. Имеющееся в коллекциях разнообразие предметов из меди отражает широту использования этого металла в традиционной культуре. Этот материал использовался в первую очередь для изготовления утвари, как повседневной, так и праздничной: интерьерных ваз, блюд, подносов разных размеров, чаш для напитков, плова и сладостей. Кроме того, из меди изготавливали такие важные для культуры атрибуты, как письменные принадлежности, предметы исламского культа, а также светильники, курильницы для воскурения благовоний. Не менее значимыми предметами из меди были утварь для гигиены, в том числе и банные чаши, кувшины и тазы для омовения, а также атрибуты досуга, как, например, кальяны, имевшие широкое распространение как в мужской, так и женской среде. Несмотря на то, что в Средней Азии сложились и процветали свои центры медночеканного производства, продукция иранских мастеров пользовалась большим спросом, так как считалась более престижной. Изделия среднеазиатских медников с художественной и технологической точки зрения не уступали иранским, но, согласно традиционным представлениям, считались «повседневными» и «обыденными». Обладание посудой, курильницами, банными принадлежностями, осветительными приборами, декоративными вазами и художественной пластикой иранского производства демонстрировало высокие социальный и имущественный статус владельца. Этими предметами не пользовались в повседневной жизни, их хранили в открытых стенных нишах гостевых комнат, создавая, таким образом, атмосферу роскоши. Вместе с тем они являлись необходимым дополнением в ритуальной сфере жизни. Иранской посудой обязательно накрывали стол во время свадебных торжеств, праздников, устраиваемых по случаю обрезания сына, основных мусульманских праздников годового цикла. Некоторые предметы, такие как «чаши сорока ключей», использовали для гаданий. Среди обширной коллекции иранских предметов, бытовавших в Средней Азии, особо выделяются памятники, не имевшие аналогов в традиционной культуре региона как по их утилитарному назначению, так и по орнаментации, включавшей эпиграфические, зооморфные и антропоморфные мотивы. К их числу относятся сосуды для сбора милостыни в форме кокосового ореха, чемоданы для хранения ценных вещей во время посещения бани, воинские доспехи.

Авторы:

Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук; Старостина Ольга Викторовна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.