Вернуться
Альбомы

Струнные музыкальные инструменты народов Северного Кавказа

Дата:

26.12.2025

Серия:
Музыкальные инструменты
СССР в фотографии
Народ:

черкесы; адыгейцы; кабардинцы; балкарцы; карачаевцы; осетины; чеченцы; ингуши; аварцы; андийцы; даргинцы; кубачинцы; лакцы; ногайцы; народы Дагестана

Аннотация:

Струнные музыкальные инструменты народов Северного Кавказа относятся к двум видам: повсеместно распространенным в регионе лютневидным инструментам и вышедшим из бытования ещё в конце XIX в. арфам. В альбоме представлены образцы, приобретенные в 1860–1980-х годах, фотоотпечатки, изготовленные в период от 1860-х годов до рубежа XX–XXI веков, а также рисунки, выполненные в середине XIX – первой трети XX века.

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой

Российский этнографический музей хранит небольшую, но представительную коллекцию вещевых, иллюстративных и фотоматериалов, позволяющих проследить процессы трансформации музыкально-инструментальной культуры народов Северного Кавказа в период от середины XIX века по настоящее время. Особой ценностью обладают уникальные свидетельства прерванных традиций – экспонаты, являющиеся единичными образцами или изображениями вышедших из бытования инструментов.

Согласно систематике музыкальных инструментов Э. Хорнбостеля и К.Закса, хордофоны (струнные музыкальные инструменты) народов Северного Кавказа относятся к одной из двух групп: повсеместно распространенным на рассматриваемой территории лютням и вышедшим из бытования ещё в конце XIX века арфам. Арфы были известны адыгам, абазинам, балкарцам, но единичные подлинники сохранились только у осетин.

В регионе бытуют лютневидные инструменты двух типов: шейковые лютни (шейка-рукоятка врезана в резонаторный корпус) и пиколютни (рукоятка-шейка проходит сквозь резонаторный корпус по диаметру).

Шейковая лютня представлена множеством разновидностей. За редкими исключениями корпус инструмента с шейкой и головкой выдалбливаются из цельного куска дерева. Дека изготавливается отдельно и приклеивается к корпусу. На деке устанавливается подставка под струны. У народов восточной субзоны на таких инструментах играют пальцами или медиатором, в западной субзоне – смычком. В XIX веке в западной субзоне были зафиксированы также и щипковые образцы, однако подлинники до нас не дошли.

Щипковые лютневидные хордофоны

Большинство северокавказских щипковых хордофонов данного типа имеет совкообразную форму.

Дала-фандыр, фандыр (осет.) – инструмент с короткой шейкой, толстостенным корпусом и плоским дном, чаще из клёна, струны из конского волоса. Шейка без ладков, либо с 5 вклеенными деревянными ладками. На дала-фандыре исполняют сказания, песни и танцы. В 1940 году было изготовлено семейство оркестровых дала-фандыров: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. У реконструированных инструментов – 13-14 постоянных ладков, струны металлические.

Тамур, тампур, пандур (авар.) – двухструнный инструмент, чаще из липы, с выпуклым дном, с 5-6 ладками на шейке. Корпус внизу обычно заканчивается зубцеобразными ножками. Струны в прошлом изготавливались из кишок павшей от истощения овцы, иногда – из конских волос. В настоящее время струны делают из лески. На инструменте аккомпанируют пению. Бытует в Нагорном и Среднем Дагестане.

Агач-кумуз (дарг.), агач-комуз (кум.) – трехструнный инструмент, родственный тамуру, но большего размера, изготавливаемый из абрикоса или ореха, с шелковыми или металлическими струнами. Звук извлекается медиатором. Адаптирован для оркестровой игры в конце 1930-х годов.

Дечк-пондур (чеч.), дахчан-пандар (ингуш.) – трехструнный щипковый инструмент, с 5–10 деревянными или металлическими ладками. Струны жильные или металлические. Под аккомпанемент пондура исполняют песни и сказания. Инструмент адаптирован для оркестровой игры во второй половине 1930-х годов; на реконструированном инструменте играют медиатором.

Домбра (ног.) – двухструнный инструмент с полугрушевидным глубоким корпусом и длинной шейкой, родственный западноказахстанской домбре. Струны из крученых бараньих кишок. Инструмент используется для сольной игры и сопровождения пения. Играют как мужчины, так и женщины.

Чунгур (авар., лезг., таб.), чугур (дарг.), саз (лак.) – четырехструнный инструмент с глубоким, сборным из клепок корпусом, полугрушевидной формы и длинной шейкой с 7–10 навязными ладками. Играют медиатором из коры вишневого или черешневого дерева. Используется для сопровождения пения и как сольный инструмент. Широко распространен на Южном Кавказе, в Иране, Турции; севернее Кавказского хребта бытует у народов Южного Дагестана.

Тар (лак., лезг., горск.-евр.) – одиннадцатиструнный инструмент с корпусом восьмиобразной формы и длинной шейкой с оформленной головкой. Полость корпуса затянута мембраной из пузыря животного или кожи крупной рыбы. Играют при помощи рогового или металлического плектра. Инструмент профессиональный, широко распространен на Южном Кавказе, в Иране и Турции. Севернее Кавказского хребта бытует у народов Южного Дагестана.

Смычковые лютневидные хордофоны

К смычковым шейковым лютням относятся двухструнные (изредка трехструнные) шичепшин, шичапшин, пшиннер (адыг.), кыл-кобыз, кыл-кобуз (карач., балк., ног.), апхьарца (абаз.). Формы и размеры инструмента разнообразны, дека обычно деревянная (иногда кожаная), струны из конского волоса.

У трехструнной шичепшины шапсугов, родственной понтийской лире/кеменче, струны в конце XIX – начале XX века были шелковыми, позднее – металлическими. Во время игры инструмент держат в вертикальном положении, упирая низ корпуса о колено.

Основное назначение этих инструментов – аккомпанирование сольному и хоровому исполнению героических сказаний и обрядовых песен, при этом музыкант обычно является одновременно и певцом. В прошлом игра на инструменте была частью магических лечебных практик. Кроме того, смычковый инструмент сопровождал танцы, что запечатлел Д.И. Ермаков в 1885 году на фотографиях «Кабардинский танец», «Карачаевский танец», «Ногайский танец». Согласно этим фотографиям один смычковый инструмент сопровождал танец большого числа участников.

Иногда игре на инструменте сопутствовало марионеточное представление: музыкант устанавливал на подставке перед инструментом маленькую фигурку козы, тура или лошадки, суставы ног которой скреплялись ниткой, привязанной к пальцам музыканта, и во время исполнения фигурка прыгала, следуя за движениями пальцев.

В XX веке традиция игры на струнном смычковом инструменте ногайцами, карачаевцами, балкарцами была утрачена, однако в XXI веке прилагаются усилия по её возрождению. В конце 1930-х годов был изготовлен комплект семейства оркестровых шичепшинов (сопрано, альт, тенор, бас); на рубеже XXXXI веков более востребованными стали аутентичные инструменты.

Пиколютни

Пиколютни представлены двух- трехструнными смычковыми инструментами киссын-фандыр, хойысар-фандыр (осет.), трехструнными атух-пондур, адхокху-пондар (чеч., ингуш.), чагана (авар., лак., дарг.). У осетинских, чеченских и ингушских образцов корпус имеет чашеобразную форму, у дагестанских инструментов – форму бубна. Дека кожаная, с круглыми резонансными отверстиями. Шейка с головкой вырезана из цельного куска дерева, нижняя часть шейки проходит сквозь корпус и оканчивается ножкой. Струны из конского волоса, у поздних образцов – из кишок или металла. Смычок дугообразный, со свободно провисающим пучком волос. Играют сидя, инструмент держат вертикально.

Инструмент сопровождает пение героических песен и нартского эпоса, кроме того, на нем исполняют разнообразные наигрыши. Киссын-фандыр в прошлом участвовал в обрядах вызывания дождя и поиска тела погибшего под снежной лавиной в горах. У осетин и чеченцев инструмент применялся также в лечебных практиках.

К пиколютням относится и трех- четырехструнная кеманча (кумуз) с корпусом полушаровидной формы и декой-мембраной из пузыря животного или рыбьей кожи. Струны жильные или металлические. Инструмент широко распространен на Южном Кавказе и в странах Ближнего и Среднего Востока; севернее Кавказского хребта бытует в Южном Дагестане. Используется в ансамблях, сопровождающих танцы и пение. Мастеровые образцы кеманчи утвердились и на концертной эстраде.

В современной музыкальной практике встречаются случаи использования фабричной скрипки для исполнения традиционной музыки, однако положение инструмента и способ держания смычка при этом зачастую соответствуют традиционным.

Литература

Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К.А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Язовицкая. – М.: Музгиз, 1963. – 434 с.

Музыкальные инструменты: Энциклопедия / [Авт. А.С. Алпатова и др.; науч. ред.: М.В. Есипова, О.В. Фраёнова, Ю.И. Неклюдов]. – М.: Дека-ВС, 2008. – 786 с.

Якубов М.А. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана. – Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2003. – 240 с. (дата обращения: 17.12.2025).