Вернуться
Альбомы

Старообрядческие кладбища Карелии. Рисунки А.Л. Колобаева 1926 г.

Дата:

02.12.2020

Серия:
Этнографический рисунок
Народ:

русские; карелы

Аннотация:

В альбоме представлены 16 рисунков А.Л. Колобаева, запечатлевшие некрокультовые памятники Карелии на старообрядческих кладбищах Кандалакши, Кеми, Кестеньги. Исследования проводились в 1923 г. в составе Олонецкой экспедиции под руководством известного антрополога и этнолога Д.А. Золотарева (1885-1935), выдвинувшего в 1920-годы идею организации широкомасштабных экспедиционных этнологических исследований финно-угорского и русского населения Северо-Запада России – русских, карел, вепсов, саамов, ингерманландских финнов, води и ижоры. Для работы в экспедициях Д.А. Золотарев привлекал не только профессиональных этнографов, но и представителей других гуманитарных дисциплин (антропологов, лингвистов, фотографов, художников), способных внести свой вклад в этнографические исследования. Одним из таких приглашенных специалистов был архитектор, художник А.Л. Колобаев (1893-1960). За время работы в экспедициях Колобаев собрал большое количество материалов по народному зодчеству русских и карел (обмеры жилищ и хозяйственных построек, чертежи и рисунки конструктивных деталей и декора), зарисовки народной одежды и предметов быта русских, карел, саамов. В 1927 г. эти материалы были распределены между Петрозаводским краеведческим музеем, Этнографическим отделом Русского музея, Этнографическим разрядом Академии истории материальной культуры. Коллекция рисунков, выполненных Колобаевым в Олонецкой экспедиции в 1923 г., в том же году была передана в ЭО РМ, но зарегистрирована только в наши дни, в 2018 г., под номером 13405. Она содержит 84 рисунка, запечатлевших различные стороны традционной культуры русских и карел, проживавших на территории Кемского у. Карелии. Экспедиционный маршрут включал обследование в сс. Кандалакша, Подужемье, Кестеньга, Спас-Варака и г. Кемь. Основная масса рисунков выполнена карандашом и представляет собой зарисовки жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений; на девяти из них в технике акварели изображены народные костюмы. Свои рисунки художник датировал и ставил подпись «А. Колобаев» или инициалы «А.К». Особую группу в этой коллекции составляют 16 рисунков старообрядческих некрокультовых памятников: голбцы (столбцы), кресты, домовины. Исследователи посетили старообрядческие кладбища в г. Кеми (русские), с. Кестеньга (карелы), с. Кандалакша (русские). Значительная часть зарисовок старообрядческих некрокультовых сооружений была сделана А.Л. Колобаевым во время посещения кладбища в г. Кемь (9 рисунков). Восемь из них – плоского сечения, один (13405 – 1) – круглого. Можно выделить несколько видов столбцов: грибовидной формы (13405 – 6); прямоугольный в основании, сужающийся в середине и расширяющийся кверху в форме песочных часов (13405 – 8); четыре столбца в нижней части памятника имеют прямоугольную форму, украшены резными городками, в средней своей части форма столбцов – овальная, с двумя завитками под киотом (13405 – 3, 4, 5, 7); столбец круглого сечения, который имеет перехваты в середине, образующие цилиндрические, шаровидные и биконические уступы, края которых покрыты резным геометрическим орнаментом. Все представленные на рисунках столбцы украшены резным орнаментом, увенчаны двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, по верхнему шву закрытой коньком, с резными причелинами. На фронтоне столбцов помещены четырехконечные резные кресты с изображением восьмиконечного Голгофского креста: на семи столбцах (13405 – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9) кресты помещены в специальный киот, который расположены под кровлей. Столбцы украшены растительным орнаментом (Колл. 13405 – 7, 9) и солярными знаками (Колл. 13405 – 9). На рисунках Колобаева представлены также различные типы намогильных сооружений на кладбищах сёл Кестеньга и Кандалакша: столбцы с двухскатной кровлей, с резным орнаментом и причелинами (13405 – 11, Кестеньга), (13405 – 15, 16, Кандалакша) и восьмиконечный крест с двускатной кровлей с причелинами (Колл. 13405 – 15, Кандалакша). На двух столбцах Кестеньгского кладбища помещены медные иконки (13405 – 10, 11), еще на одном – киотный медный крест «Распятие». На двух рисунках представлены домовины Кестеньгского кладбища: на одном из них (13405 – 14) изображена полуразвалившаяся домовина; на другом (Колл. 13405 – 13) – домовина из толстых плах в два венца (рубка в косую лапу, т.н. «ласточкин хвост»), с двускатной крышей с коньком и с окошком для души умершего на западной стенке домовины. В домовину вставлен столбец с вырезанным на фронтоне шестиконечным крестом. Столбец расположен ассиметрично продольной оси домовины. По мнению известного исследователя народной архитектуры В.П. Орфинского, такое расположение столбцов и крестов на карельских кладбищах связано с конструктивными особенностями домовин – с двухскатной слеговой крышей. Специалисты, изучавшие некрокультовые сооружения Русского Севера (голбцы и домовины), отмечают сходство конструктивных деталей намогильных сооружений и крестьянского жилища (кровли с коньком, резные причелины и т.д.). Намогильные сооружения подобного типа (столбцы с двухскатной кровлей) были широко распространены на Русском Севере (Беломорское Поморье, Карелия и Архангельская область), а также встречались в других регионах, в местах компактного проживания старообрядцев – Нижегородской, Свердловской, Костромской, Калужской, Вологодской, Рязанской областях, в земле Войска Донского, в Москве на Рогожском кладбище. Как считают исследователи, распространение на карельских кладбищах столбцов с двускатной кровлей связано с влиянием русских старообрядцев. Широко они были распространены и среди коми-зырян, в местах компактного проживания старообрядцев: на Удоре (в бассейне реки Верхней Вашки), на Средней и Верхней Печоре. Рисунки А.Л. Колобаева являются документально точными, они безупречны с этнографической точки зрения и являются прекрасным историческим источником, проливающим свет на генезис старообрядческих некрокультовых сооружений. По мнению большинства исследователей, их происхождение связано с дохристианскими верованиями, когда трупы умерших не зарывали в землю, а сжигали на ритуальных кострах. Урну с прахом оставляли в помещенном в курганную насыпь или в могильную яму срубе, который рассматривали как пространство для «проживания» покойника. В дальнейшем эта форма трансформировалась в сооружение, состоящее из домовины и могильного холмика. Впоследствии от домовин произошли намогильные столбики – столбцы (голбцы), превратившиеся под давлением православного духовенства в кресты под крышей. Православная церковь относилась отрицательно к этому виду некрокультовых сооружений, видя в них пережитки язычества. Вероятно, именно этим объясняется наибольшее распространение голбцов в отдаленных районах России, в поморской и старообрядческой среде.

Авторы:

Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических; А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, кандидат исторических; О.П. Игнатьева, научный сотрудник отдела специализированного хранения.