11.01.2021
тувинцы
Материалы, хранящиеся в фондах Российского этнографического музея (РЭМ), представляют собой ценный источник для изучения процесса зарождения, становления и развития тувинской резьбы по камню, редкого вида народного искусства, не характерного для других народов Южной Сибири. Практически все собиратели, занимавшиеся формированием коллекций РЭМ по традиционной культуре тувинцев уделяли внимание мелкой пластике. В первые годы ХХ века это был Ф.Я Кон, в 1920-е годы – С.А. Теплоухов, в послевоенное время – П.И. Каралькин, в 1970–1980-е годы – искусствовед по образованию Н.Г. Алоева. Целый ряд образцов и два шахматных набора поступили через экспертную закупочно-фондовую комиссию РЭМ от самих мастеров и коллекционеров. Первые образцы тувинской каменной пластики, поступившие в фонды Этнографического отдела Русского музея, принадлежат собранию Ф.Я. Кона и относятся к коллекциям, собранным им в 1902 г. В письме Д.А. Клеменцу Ф.Я. Кон писал: «Вырезанные из агальматолита и дерева (фигурки) по тонкости и изяществу могут смело конкурировать с лучшими европейскими изделиями этого рода». (Архив РЭМ. Ф 1. Оп. 2. Д. 341. Л. 5). В собрании Кона представлены детские игрушки, тушечница для растирания туши, чернильницы на подставках с ажурной резьбой, пара подсвечников, аналогичных подсвечникам работы русских мастеров, образцы агальматолита. Говоря о мелкой пластике тувинцев рубежа XIX и ХХ веков, стоит отметить, что детские игрушки выполнены в традициях резьбы по дереву. Из первых антропоморфных фигурок можно назвать изображения простых тувинок и тувинцев, а также чиновников с различными атрибутами (чашкой, четками, табакеркой – вещами, не характерными для изображения простых скотоводов). Тонкая проработка деталей антропоморфных изображений показывает особенности костюма, аксессуаров и традиционных причесок тувинцев начала ХХ века. К зооморфным изображениям относятся фигурки домашних (быков, коней, верблюдов) и диких (медведя, марала, горного козла) животных, из пернатых можно назвать гуся, дрофу, индейку. Среди агальматолитовой пластики имеется также изображение юрты (тувинского переносного жилища монгольского типа, бытующего в Туве и в наши дни) с подставкой и кресла. Пластические образы, воплощенные в игрушках различны, но в них заметно исключительное единообразие композиции и стиля: фигуры статичны, их постановка строго фронтальна, детали переданы скупо, но обладают исторической достоверностью. Основной технологический прием – резьба, в незначительной степени дополненная ретушью и полировкой. Фигурки животных показаны очень упрощенно, почти схематично, но без нарушения пропорций. Большинство из них вырезано вместе с подставкой, так же, как и фигурки из дерева. Без подставки вырезали только изображения жертвенных животных. В мелкой пластике тувинцев анималистический жанр – преобладающий. В ранний период у скульптуры малых форм, изображающей животных, заметно большое сходство с зооморфной пластикой ранних кочевников Южной Сибири. Здесь можно говорить не только о реминисценциях, но и о продолжении и сохранении традиций сибирского звериного стиля в тувинской народной скульптуре начала ХХ века. Помимо игрушек в коллекциях РЭМ представлены несколько наборов шахма, чашки в форме пиал, лампадка и модель буддийского храма. Тувинские камнерезы в начале ХХ века предпринимали попытки расширить тематику изделий и найти возможности для более широкого использования поделочного камня. В 1926 году в фонды музея поступили собранные археологом С.А. Теплоуховым на территории Тувинской Народной Республики шахматы и игрушки из агальматолита, изготовленные в разное время. В 1948 году в Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР) была передана коллекция московского Музея народов СССР. Среди тувинской резьбы по камню, также собранной Ф.Я. Коном в 1902 г., имеются подсвечники, чашка, детские игрушки – фигуры животных и людей. Во второй половине ХХ в. собрание тувинской каменной пластики активно пополняется уже авторскими работами. В 1957 году в Кызыл-Таге сотрудник музея П.И. Каралькин во время работы в составе тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции приобрел семь работ талантливого камнереза Х.К. Тойбу-хаа. Крюк для подвешивания колыбели с вырезанными головами льва и барана повторяет деревянные резные крюки конца XIX – начала ХХ веков. Остальные работы мастера отражают тенденции в развитии тувинской резьбы по камню, появившиеся в конце 1950-х годов. Мастер работал над усложнением поз и ракурсов, над новыми приемами распределения пластических объемов в пространстве, осваивал жанровые сюжеты. Он обогатил арсенал художественных приемов резьбы по камню в целом, внес такие новые качества, как утонченность формы, эмоциональная раскованность. 1970-е годы обогатили собрание тувинского резного камня ГМЭ народов СССР новыми именами: К. Хуна, Мижит-Доржуу, К.М. Саая, Б.Д. Байынды, Монгуш Черзи, Д.Х. Дойбу-хаа, К.Т. Хунан, Барбак-оол Саая, О. Тандоор-оол. В основном это изображения домашних животных. Несмотря на повторы и обыденность самих сюжетов, работы свидетельствуют о неповторимой индивидуальности мастеров. В конце ХХ – начале ХХI веков музейная коллекция тувинской агальматолитовой пластики пополнилась работами таких камнерезов, как Р.А. Аракчаа, С.Д. и В.О. Ооржак, Б.С. Дупчур, Е.Б. Тулуш, Р.К. и Э.С. Салчак, В.В. Аракчаа. В этот период мастера все чаще начали обращаться к жанровым сюжетам. Новым явлением в тувинском народном искусстве стало появление женщин-камнерезов. Интересная информация о состоянии камнерезного искусства в Туве содержится в отчете Н.Г. Алоевой об ее экспедиции в Тувинскую АССР 1983 года. Пополнение коллекции РЭМ новыми произведениями тувинских камнерезов являлось одной из основных задач этой поездки. (Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2077). Кроме собственно образцов тувинского камнерезного искусства собрание РЭМ обладает целым рядом фотопортретов тувинских мастеров, зачастую запечатленных в процессе создания скульптурок. Сотрудники ГМЭ народов СССР занимались не только комплектованием коллекций по тувинской мелкой пластике, но и стремились осмыслить приобретенный материал. Среди исследований необходимо назвать статью Н.Г. Алоевой и работу П.И. Каралькина «Тувинские шахматы» в сборнике «Этнография народов СССР» (Л., 1971. С. 136–145).
Авторы онлайн-альбома: Н.А. Косяк, С.В. Романова. Автор текста: С.В. Романова на основе статьи Н.Г. Алоевой «Художественная обработка камня у тувинцев // Промыслы и ремесла народов СССР. Л., 1986. С. 124–134». Подбор экспонатов: Н.А. Косяк, С.В. Романова. Авторы-составители аннотаций: Н.А. Косяк, С.В. Романова. Фотограф: О.В. Ганичева
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.