14.12.2020
русские
Николай Сергеевич Лузгин (05.12.1920–09.08.1996) родился в Рязанской губернии, в деревне Ямская Слобода. В начале 1920-х годов его семья переселилась в Москву, где и прошло детство художника. Талант мальчика к рисованию заметил школьный учитель и направил его в изостудию Москворецкого дома пионеров. Уже в 17 лет, после внезапной смерти отца, Николай Сергеевич начал работать художником-оформителем. В 1940 году Лузгина призвали в армию. Юношу направили на обучение, и он стал шифровальщиком, старшиной специального поста связи. Даже во время войны он использовал любую возможность и рисовал, зачастую, корабельной краской, в три цвета, на куске мешковины. Сослуживцы поощряли его увлечение. Домой Николай Сергеевич, проходивший службу на Тихоокеанском флоте, вернулся только после окончательной капитуляции Японии в 1946. Мать художника умерла во время войны, сестра осталась инвалидом. Вместе с братом он перебрался в г. Горький, где устроился на работу художником-оформителем оперного театра, и даже готовился вступить в Горьковское отделение Союза Художников, но в 1948 году вынужден был вновь вернуться в Москву. Там он и встретил свою первую жену Надежду Фёдоровну Муратову. Они оба долгое время были сотрудниками Декоративно-оформительского комбината Московского товарищества художников. Позднее с родителями начал работать их сын Николай Николаевич Лузгин. Любимым объектом Лузгина-старшего всегда был Дворец пионеров на Ленинских горах, где он оформлял практически все праздничные мероприятия. Николай Сергеевич обычно был так занят служебными заказами, что собственному творчеству мог посвятить лишь часы досуга, работал порывисто, стремительно, азартно, даже во время военных офицерских сборов сумел создать серию пейзажных работ с видами Крыма. Диплома о высшем художественном образовании он так и не получил, не хватило свидетельства об окончании художественной школы. В 1977 г. умерла Надежда Фёдоровна. Николай Сергеевич тяжело переживал утрату. Помогла счастливая случайность. В заграничной поездке художник встретил Валерию Ивановну Шадрину, приехавшую по путёвке из Ленинграда. В те годы советские туристы за границей не должны были самовольно общаться ни с кем, даже с такими же туристами из другой группы. Лузгин проявил чудеса изобретательности, чтобы познакомиться с ленинградкой и произвести впечатление. Они обменялись телефонами, и уже на следующее утро после возвращения домой художник позвонил по заветному номеру. Ухаживал с мальчишеским пылом, при первой же возможности брал билеты на самолёт, чтобы несколько часов провести с любимой. Некоторое время спустя Николай Сергеевич принял решение переехать в Ленинград. Они с Валерией Ивановной поженились. Найти постоянную работу, соответствующую квалификации Лузгина, в Ленинграде оказалось сложно. Супруги приняли решение, что Николай Сергеевич сосредоточится на собственном творчестве. С 1984 по 1993 г. начался самый плодотворный этап в жизни художника. Он много путешествовал, из всех своих поездок возвращался с огромным количеством этюдов и набросков, работал в разных техниках. В 1980-х годах супруги несколько раз гостили в Вилегодском районе Архангельской области, в деревне Кочнева Гора у Анны Андреевны Мильковой, тёти Валерии Ивановны по материнской линии. Много гуляли по окрестностям, неоднократно бывали и в деревне Самино, где тогда ещё стоял дом деда Валерии Ивановны Андрея Михайловича Меньшакова и её бабушки Афанасии Ивановны. Малая родина жены настолько очаровала художника, что он создал целый цикл работ «Вилегодские мотивы». К столетию со дня рождения художника мы представляем графику из этого цикла.
Игнатьева О.П., научный сотрудник отдела специализированного хранения, хранитель иллюстративного фонда
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.