Вернуться
Альбомы

Леонид Леонидович Капица: на родине «Калевалы». Этнографические экспедиции к карелам. 1920-е годы.

Дата:

17.11.2025

Серия:
Personalia
Народ:

карелы

Аннотация:

Леонид Леонидович Капица (1892-1938), один из основоположников российского документального кино, собиратель коллекций по традиционной культуре финно-угорских народов. В настоящем альбомы представлен корпус вещевых и фотографических коллекций, собранных в экспедициях в Карелию в 1921, 1927, 1928 годах в Кемском уезде Карельской трудовой коммуны, в Ухтинском и Кестеньгском районах Автономной Карельской ССР. Использованы материалы: - Финно-угорский мир в фотографиях и документах: наследие Л.Л. Капицы /Авт.-сост. Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. СПб.: Инф.-изд. агентство «ЛИК», 2017. - 124 с. - Ивановская Н.И. Этнограф Л.Л. Капица: экзистенция личной судьбы // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада 3: Шестые Междунар. Шёгреновские чтения: Сб. ст. и тез. докл. / Сост. и науч. ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. – СПб.: Европейский Дом, 2014. – С. 368–376. - Ивановская Н.И. Письма как источник изучения персональной истории (по переписке Л.Л. Капицы с П.Л. Капицей. 1921–1938 гг.) // Право на имя. Биографика 20 века: Двенадцатые чтения памяти Вениамина Иофе / Науч. ред. Т.Б. Притыкина. – СПб.: ЗАО «Норма», 2015. – С. 54–63. - Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы // Рябининские чтения – 2015. Мат-лы VII науч. конф. По изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / Отв. ред. Т.Г. Иванова / Гос. Ист-архитектур. и этногр. Музей-заповедник «Кижи». – Петрозаводск. 2015. – С. 47–49.

Экспедиция 1921 года

Леонид Леонидович Капица, выпускник естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где занимался изучением антропологии и этнографии в семинаре выдающегося ученого Ф.К. Волкова, поступил в Этнографический отдел Русского музея в 1921 году.

Первая музейная, этнографическая экспедиция не заставила себя ждать, и в том же 1921 году молодой музейный работник совершил поездку в Кемский уезд, вошедший в 1920 году в Карельскую трудовую коммуну - новое, автономное областное объединение.    

«Посетил я около 100 деревень <...>. Весьма интересные по своему примитивному хозяйству и еще почти совершенно не тронутые городской культурой. Собрал около 100 предметов для музея, кроме того записал много интересного. По оленеводству собрал довольно обширный материал. Теперь хватит работы на целую зиму». Из письма брату, физику Петру Капице. 15 сентября 1921 года.

Экспедиции в Ухтинский район. 1927-1928

Экспедиции 1927-1928 годов проводились под руководством профессора Д.А. Золотарева, заведующего отделеним этнографии великорусов и финнов с подотделом финской этнографии Этнографического отдела Русского музея. Правительство Автономной Карельской ССР обратилось в 1925 году в Академию наук СССР с просьбой об изучении карелов и инициировало начало экспедиций. В отряд Карельской экспедиции, в котором работал Л.Л. Капица, также вошли этнографы Г.Х. Богданов, Ю.П. Аверкиева, кинооператор В.А. Воротилов.  

Ухтинский район Карелии интересовал участников экспедиции как историческое место сбора уникального карельского эпоса, в частности - "Калевалы", и как район приграничья с Финляндией, подверженный сильному финскому влиянию.  Были выбраны районы, где Элиса Лённрот открыл произведения народной карельской поэзии. Карело-финский эпос "Калевала" был записан, главным образом, в Вокнаволокской волости Ухтинского района. 

На родине "Калевалы" участники карельского этнографического отряда записали более 2360 рун, которые исполняли Адриан Кондратьев, Кузьма Агоев (Кузьма Ахонен), ученик занемнитого Архипа Перттунена, потомственные сказительницы Дарья (Доария) Лазарева, Мария Каргуева (Моярия Кархунен).

Отряд изучал как традиционную, так и свадебную обрядность. Инсценировка старинных свадебных риуталов была заснята в деревне Каменное озеро Ухтинского района. 

Экспедиции в Карелию совпали с профессиональной работой Л.Л. Капицы в области документального этнографического книно. По мнению исследователей наследия Капицы, фотографии старинных свадебных ритуалов представляют собой раскадровку, позволяющую эскизно видеть весь фильм до его создания. 

 

 

Считается, что это единственный визуальный источник 1920-х годов по свадебной обрядности северных карелов, когда участники съемки воспроизвели старинную свадьбу, свидетелями которой они были еще в недавнем прошлом.