23.09.2020
зыряне
Узорное вязание – традиционный и наиболее распространённый вид женского рукоделия. Искусству одноцветного и узорного вязания девочек начинали обучать с раннего возраста, чтобы к 13–14 годам будущая невеста уже постигла основы домашнего ремесла. Вязаные изделия не только входили в традиционный костюмный комплекс (как мужской, так и женский), но и являлись непременным атрибутом различных обрядов жизненного цикла. Богато декорированные чулки и рукавицы в качестве свадебных подарков были предназначены жениху и его родным. Также подобные изделия входили в число сопроводительного инвентаря при проводах покойного. При всем разнообразии форм и видов вязаных изделий традиционными являлись чулки, рукавицы, перчатки, наколенники. Наряду с прочими элементами костюма они являлись своеобразными маркерами этнографических групп. Локальная специфика проявлялась в выборе материала, наборе орнаментальных мотивов и цветовом решении изделий. Повсеместно было распространено использование местного сырья – пряжи из овечьей шерсти, иногда с добавлениями коровьей, собачей (характерно для северных групп коми) и козьего пуха. Включение льняной нити встречается в лузско-летской, вычегодской, удорской традициях. Окрашивание пряжи в прошлом производилось домашним способом с применением природных красителей – корня марены, листьев и коры ольхи, лесных ягод (черники, голубики), капа и проч. С конца XIX века стали использовать и анилиновые красители. Повсеместно мастерицы вязали на двух и пяти спицах. Самобытная техника с использованием одной спицы бытовала в селах на Верхней Вычегде и Печоре. Основные способы вязания – чулочная вязка, резинка и рубчик. По характеру орнаментики различались повседневные и праздничные изделия, мужские и женские. В декоре нашла отражение и возрастная специфика: чулки с орнаментом в поперечную полосу чаще носили пожилые женщины. Набор орнаментальных мотивов и цветовое решение узоров на вязаных изделиях существенно различаются по районам бытования. Выделяются несколько локальных разновидностей орнаментальных построений: верхневычегодская, среднесысольская, удорская, ижемская и др. Наиболее простым способом орнаментирования (прежде всего, чулок) являлось вывязывание горизонтальных цветных полос, которые чередуясь, либо покрывали всю поверхность изделия, либо сочетались с полихромным полем. Данный способ декора встречался на Средней Печоре, Верхней Вычегде, Верхней Сысоле. В основе узора вязаных изделий лежит диагонально-геометрический орнамент. Распространены узоры, состоящие из мотивов «сорочья лапка», «рога оленя», «бараньи рога», «рама», «гребень» и др. Так, мотив «рама» был более широко распространен у удорских коми, «свастика» — на Вашке, Верхней Печоре. «Косой крест», членящий квадрат на четыре треугольника, обнаружен только на Средней Печоре и Верхней Вычегде. Разновидности ромба с пересеченными сторонами — наиболее популярный мотив сысольских коми. Узор восьмиконечной звезды встречается только на Верхней Вычегде. Локальную специфику сохраняет и характер орнаментирования. Например, сысольские коми предпочитают крупный рапортный рисунок по черному или белому фону всей поверхности изделия. Для ижемцев характерен орнамент, составленный посредством узких узорных бордюров. На Вычегде, а также на Удоре была распространена иная схема: в верхней части изделия вывязывается полоса с крупным орнаментом (усложненный ромб, квадраты, рама), ниже – чередующиеся по цвету узорные бордюры, разделенные полосками еще более мелкого дробного орнамента. Коллекция вязаных изделий коми-зырян в собрании Российского этнографического музея насчитывает порядка 100 образцов, демонстрирующих развитие традиции узорного вязания с конца XIX – до начала XXI века. Литература: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958; Грибова Л .С. Народное искусство коми (альбом). Сыктывкар: Коми кн. изд-во. 1973.; Грибова Л .С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.; Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993; Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978; Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 1994.; Шипунова Г.В. Народное искусство коми (узорное тканье, вязание, вышивка) //СЭ. 1960. № 7. ; Шарапов В.Э. Вязание. Этнографическая электронная энциклопедия. Традиционная культура народов европейского Северо-востока России. https://ethnokomi.ru/folk/komi/217.htm
Колчина Елена Викторовна, зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.