Вернуться
Альбомы

Детство в кавказском городе

Дата:

31.08.2020

Серия:
Детство
Народ:

грузины; персы; азербайджанцы; армяне; абхазы

Аннотация:

Воспитание и образование стали темой альбома к выставке «Детство и отрочество в кавказском городе во второй половине XIX – начале XX века». В этот период крупные города региона активно вовлекались в процессы модернизации. Запросом времени становилось образование, считавшееся залогом жизненного успеха. Процесс обучения, требовавший больших затрат времени, существенно повлиял на ритм повседневной жизни городской семьи. Возраст детей, соотносимый с учебным циклом, стал определяться как «дошкольный», «школьный», «гимназический»; в календаре появились периоды «учебы» и «каникул». До 4–5 лет мальчики и девочки обычно находились на попечении бабушки – старшей женщины дома, наделенной в семье особым статусом. Она следила за здоровьем детей, ненавязчиво обучала их манерам поведения, принятым в среде, к которой принадлежала семья. Именно бабушка, рассказывая сказки и предания, помогала внукам овладеть родной речью. Первая одежда детей зачастую была сшита или связана ее руками. Бабушка баловала своих внуков и внучек, угощая их сладостями, которые всегда были в больших карманах её домашнего передника. По достижении детьми 6–7 лет начиналось их обучение, которое могло быть как школьным, так и домашним. В городах региона уже в 1860-х годах имелись школы разной специализации (ремесленные, коммерческие, религиозные, военные), действующие в соответствии со своим уставом. В каждом учебном заведении существовала своя форменная одежда, которая выделяла учащихся среди горожан. Одним из наиболее престижных учебных заведений для мальчиков считалась I Тифлисская мужская гимназия, основанная в 1829 году. Девочки также могли получить гимназическое образование. В состоятельных семьях дети чаще всего обучались дома. Обычной практикой были домашние подготовительные курсы для поступления в гимназию, а также уроки рисования и музыки. Музыкальное образование в городской среде приобрело особую популярность в конце XIX века, когда в салонах зажиточных горожан вошло в моду любительское исполнение вокальных и инструментальных произведений европейских, в особенности итальянских композиторов. Примечательно, что ориентированное на регион нотное издательство «Восточная лира» публиковало партии для виолончели и скрипки вплоть до первой половины XX века.

Авторы:

Лусинэ С. Гущян Сотрудник ведущей категории Отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана