Вернуться
Альбомы

Ударные музыкальные инструменты народов Центральной Азии

Дата:

08.10.2025

Серия:
Музыкальные инструменты
Аннотация:

В альбоме представлены ударные музыкальные инструменты двух групп – мембранофоны (бубны, барабаны) и идиофоны (кастаньеты, тарелки, трещотки), зафиксированные исследователями на рубеже XIX–XX веков преимущественно у оседлого населения оазисов Центральной Азии. Кроме того, в альбоме представлены фотоотпечатки, выполненные в последней трети XIX–XX века, демонстрирующие приемы игры на данных музыкальных инструментах, состав инструментальных ансамблей и портреты отдельных исполнителей.

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой

Мембранофоны

К мембранофонам относятся инструменты, источником звука которых является натянутая на основу мембрана. Согласно систематике музыкальных инструментов Э. фон Хорнбостеля и К. Закса, народам Центральной Азии известны мембранофоны четырех конструктивных типов: рамные барабаны (бубны), котлобарабаны (литавры), бокалообразные и цилиндрические барабаны.

Бубен – наиболее распространенный в Центральной Азии мембранофон (у памирцев – единственный). Названия дойра/дайра (сарты, узб., тадж. долин., туркм., евр. бухар.), дап (узб., уйгур.)/даф, дуфф (памирцы, тадж. горные) известны и далеко за пределами Центральной Азии – в регионах, испытавших персидско-арабское влияние, – Северной Индии, Крыму, на Кавказе, Балканах. Реже встречаются названия с тюркским корнем чарманда, чирманда, чильдырма (сарты, узб.).

Бубен имеет узкую, согнутую в круг деревянную обечайку, на которую натянута мембрана из кожи животного (чаще) или рыбы (реже), приклеенная и/или прибитая гвоздиками к наружной стороне обода. Внешняя сторона мембраны (реже – внутренняя) может покрываться рисунком; обечайка – украшаться рисунком и/или инкрустацией. На внутренней стороне обечайки бубна жители долин прикрепляют металлические звенящие колечки. С внутренней стороны обечайки уйгурского бубна, кроме того, жестко крепились китайские монеты. Даф памирцев и горных таджиков имеет обечайку с продолговатыми прорезями, в которые вставляются металлические стерженьки со звенящими жестяными пластинками.

Перед игрой мембрану бубна нагревают на солнце или над огнем, чтобы вернуть коже упругость. «Никаких приспособлений для натягивания кожи на случай ее ослабления не имеется. Натягивание ее при ослабевании от сырости производится нагреванием над раскаленными углями в мангалдоне (жаровне)». Хорошо натянутая кожа дает яркое, звонкое звучание. Бубен держат между большими и указательными пальцами и ударяют четырьмя пальцами обеих рук в центре мембраны или ближе к обечайке. В центре мембраны извлекается более низкий и глухой звук, ближе к обечайке – высокий и звонкий. В нужные моменты инструмент встряхивают, тем самым получая звучание ударяющихся друг о друга и об обечайку металлических колец или пластинок. Приемы игры на бубне весьма разнообразны, причем женская и мужская игра существенно разнятся.

На бубне играют народные и профессиональные музыканты соло или совместно с другими музыкальными инструментами. У памирцев практикуется игра ансамблем дафов разных размеров – «дафзэд». Бубен сопровождает пение, шествие, танец, кукольное представление, театр маскарабозов, является непременным участником обрядов и праздников. У бухарских евреев отмечена игра на бубне на похоронах молодых людей, не доживших до свадьбы. У узбеков и долинных таджиков бубен использовался не только музыкантами, но и знахарками (реже знахарями).

Нагора, нагара, накра литавры, чаще парные, в виде горшка или двух горшков разного размера, на открытых сторонах которых натянуты мембраны. Корпусы (горшки) изготавливают чаще из обожженной глины (сарты, тадж., узб., уйгуры), реже из дерева или металла (уйгуры, дунгане); мембраны – из кожи животного. Натягивают мембраны с помощью перекрещивающихся ремешков. В дне корпуса обычно проделывают круглое отверстие. Нагора большего размера издает более низкий звук, меньшего – более высокий. Играют точеными палочками. Перед игрой мембраны нагревают над огнем. Инструмент бытует в арабских странах, Индии, Северной Африке, Центральной Азии, на Кавказе.

Нагора часто выступает в ансамбле с духовыми инструментами – сурнаем и карнаем, обладающими сильным звуком —, сопровождая массовые праздники и уличные представления. В XIX веке нагора использовалась также в качестве.сигнального инструмента придворной стражи. Дворцовый инструмент изготавливали большого размера; на нем могли играть два музыканта одновременно, и звуки его были слышны очень далеко.

Чиндаул, кышдаул, тавлыреза, табл, даулпаз – барабан небольших размеров с металлическим, шлемовидной формы корпусом и кожаной мембраной, по которой ударяют плоской ременной плетью. Корпус нередко украшается гравированным орнаментом. В прошлом был военным музыкальным инструментом, использовался также во время охоты с ловчими птицами. В конце XIX — начале XX века вышел из бытования.

Тавляк, таблак – таджикский и узбекский односторонний барабан с керамическим (иногда точеным деревянным) корпусом в форме бокала, верхняя (широкая) сторона которого затянута мембраной, а узкая (ножка) имеет круглое сквозное отверстие. Тавляк держат на левом колене в горизонтальном положении. Звук извлекают, ударяя пальцами обеих рук по мембране. Ближе к краю звучание высокое и звонкое, ближе к центру – низкое и глухое. Инструмент преимущественно ансамблевый.

Тавыл, табла/дол, дул – двухсторонний барабан с узкой обечайкой, «бубен с широким деревянным обручем, обтянутый сыромятной кожей с обеих сторон, с ручкой из веревки, наглухо примотанной к обручу. Играют на нем также кистями обеих рук, причем бубен подвешивают. Этот же инструмент употребляется ночными сторожами в городах Бухары, так же самое как употреблялся ими и в городах Русского Туркестана несколько лет тому назад (239-47, 48). В таком случае по нему колотят колотушкой, сшитой из толстых ремней – тавып чап (239-47/в). Днем табла ночных сторожей висят обыкновенно на воротах у сторожевых пунктов». В XX веке вышел из бытования, поэтому так важны свидетельства о нём XIX – начала XX века.

Идиофоны

К идиофонам относятся звуковые орудия, источником звука которых является их корпус (звучащее тело).  Нередко идиофонами становятся бытовые предметы. Так, металлический поднос или таз могут заменять бубен. Точильные камни легко превращаются в кастаньеты дайрад или кайрак. Такой инструмент состоит из двух пар гладких плоских камней. Исполнитель берет в каждую руку по паре камней и, разжимая и сжимая ладони, производит удары одного камня о другой.

Кошук, кашик (узб.; букв. – «ложка») – инструмент, представленный двумя разновидностями. Первая состоит из четырех деревянных ложек. Исполнитель берет по паре ложек в руку и ударяет их друг о друга выпуклыми сторонами. Инструмент используется танцовщицами. Второй инструмент представляет собой округлую с ручкой основу, к которой с двух сторон привешены раковинообразные пластины, повернутые друг к другу полыми сторонами.

Занг, зан – соударяемые тарелочки; надеваются на большой и указательный пальцы. Так же называются кожаные ремешки с бубенчиками, надеваемые на руки и на ноги танцора.

С.М. Дудин отметил в быту у сартов ряд других звуковых орудий: «Кроме специально музыкальных инструментов, в обиходе сартов встречаются и еще инструменты, при посредстве которых получаются звуки разного рода, необходимые для различных целей. Ночные сторожи употребляют для этой цели различные трещотки и колотушки, называемые обыкновенно шакшака, безразлично от разницы в устройстве и характера звука. Все они совершенно похожи на те, которые встречаются в наших деревнях и, вероятно, заимствованы у русских, т.к. встречать их мне приходилось только в городах, в деревнях же, удаленных от городов, я их не встречал, не встречал и в Бухарских владениях. Наичаще встречающаяся шакшака состоит из 3-х небольших квадратных тонких дощечек из крепкого дерева с отверстием посередине, надетых совершенно свободно на шпенек с головкой, укрепленной на деревянной рукояти. При встряхивании дощечки, сталкиваясь друг с другом, производят громкий сухой стук (239-58). Другая форма представляет трещотку, состоящую из валика с прорезанными вдоль бороздками, вокруг валика вращается рамка с упругим деревянным стержнем, налегающим на валик. При вращении рамки вокруг валика стержень, прыгая с бороздки в бороздку, производит сильный неприятный треск, слышимый на довольно больших расстояниях. Третья шакшака представляет колотушку, состоящую из небольшой толстой дощечки из карагача или тутовника на рукояти. Дощечка продолблена широким отверстием так, что является состоящей как бы из двух дощечек. В верхней части колотушки на шнурке из жилы прикрепляется небольшой деревянный шарик. Помахивание колотушкой вперед и назад заставляет шарик стучать в стенки колотушки, что и производит резкий, звонкий, далеко слышный стук (239-59). Все эти трещотки и колотушки употребляются ночными сторожами и сторожами полей и джугары, и садов от птиц, а также служат и игрушками для детей».