Вернуться
Альбомы

Орочоны Забайкалья

Дата:

02.07.2020

Народ:

орочоны; якуты; эвенки

Аннотация:

Орочоны – территориальная группа эвенков, одного из малочисленных тунгусоязычных народов горно-таежной зоны Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их насчитывается более 2 тыс. человек. Орочоны проживают в Забайкалье, Верхнем Приамурье России и в северной Маньчжурии районе Большого Хингана. Территория Байкала издавна была местом притяжения различных этнокультурных традиций Севера, Центральной и Восточной Азии. В ней пересекались следы западных кочевников, северных охотников и восточных земледельцев. Орочоны происходят от смешения средневековых племен Маньчжурии и Забайкалья увань и улохоу. Этноним орочоны восходит к маньчжурскому названию эвенков – оленные урунчунь. Основным занятием орочонов издавна была охота, сочетавшаяся с оленеводством и рыболовством. С эпохи неолита местные жители использовали луки и стрелы, копья и ножи, костяной напалечник для тетивы. Традиции продолжают сохраняться и в средние века и конце 19-начале 20 в. Сегодня у орочонов охота также является главным занятием. При охоте на медведя и оленей орочоны использовали копье и простой лук со стрелами, позже ружья. Во время гона животных употребляли берестяные или деревянные трубы манки. К снаряжению охотника относились: заспинная дощечка для переноса грузов, нож в ножнах, зимой камысные лыжи. Оленеводство на территории Верхнего Амура и Южной Якутии известно с эпохи бронзы 2 тыс. до н.э. О чем свидетельствуют наскальные рисунки с сюжетами домистикации оленя. Оленеводство орочонов как и всех групп эвенков носило таежно-транспортный характер. Женщины доили важенок, молоко которых использовали в пищу, добавляя в чай. Уходом за оленями в основном занимались мужчины. Они подпиливали отросшие рога, кастрировали оленей с помощью ножа по скотоводческому принципу, использовали для перевозки тяжестей и верховой езды различные оленьи седла монгольского типа, лечили оленей, устраивали дымокуры и загоны для их содержания. Рыболовство имело сезонный характер, использовали для лова рыбы остроги разных типов – крюк на длинной палке «элгу», трезубец «кирамки», рыбку приманку, имеющую аналогии в неолите Прибайкалья, устраивали подледный лов с помощью крючковой снасти с сооружением шатра над прорубью. В одежде сочетались тунгусские и тюркские традиции. Женщины носили кафтаны с нагрудником, короткие штаны с ноговицами – обувью. Летние кафтаны шили из ровдуги (вида замши), которую получали, снимая слой мездры и шерсти со шкуры с двух сторон, зимой шили одежду из меха оленя. Женские кафтаны по покрою были распашные, с кокеткой сзади на плечах и двумя складками по бокам на уровне талии, в которых сочетались тунгусские и тюркские традиции. Мужские кафтаны имели запашной покрой с прямой спиной тюркского покроя, застегивались направо. Летом орочоны ходили с непокрытой головой, волосы убирали назад в пучки, которые обматывали ремешком или тесемкой красного цвета. Близкого типа прически носили средневековые улохоу. Таким образом, элементы материальной культуры (предметы хозяйства, быта и одежды) дают важную информацию о культурной идентичности этноса и его крос-культурных связях.

Авторы:

Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук