Вернуться
Альбомы

Фотография на службе молодой Страны Советов. 1920-е годы

Дата:

06.07.2020

Серия:
СССР в фотографии
Народ:

казахи; русские; узбеки

Аннотация:

Советская фотожурналистика официально зародилась в 1926 году с учреждением бюро «Пресс-клише», однако репортажная съемка велась с первых дней советской власти. Молодому коммунистическому государству необходимо было создать визуальный образ «новой страны», и фотография подходила на эту роль наилучшим образом. В Российском этнографическом музее хранятся около 300 коллекций, приобретенных в различных организациях, связанных со средствами массовой информации, таких как Фотохроника ТАСС, АПН, Центральный архив кинофотофонодокументов, а также в редакциях газет и напрямую от фотокорреспондентов. В альбом вошли репортажные снимки из фотоархива музея, относящиеся к первому десятилетию после Великой Октябрьской социалистической революции. Основная часть фотографий альбома была сделана на территории РСФСР (в том числе в Москве) и в среднеазиатских республиках. Одна из фотографий, сделанных в Узбекской ССР, выполнена М.З. Пенсоном – одним из самых известных фотокорреспондентов 1920-х – 1930-х годов, авторство остальных снимков альбома не установлено. Первое десятилетие советской власти, богатое на политические и культурные события, стало периодом поиска – фотография искала свое место в новой реальности. Если в дореволюционной России фоторепортаж не получил широкого распространения, то в советской России фотографии в газетах и журналах стали не только основным визуальным источником знаний о жизни в стране, но и средством агитации и продвижения новых идей. Если сравнивать между собой фотографии альбома, сделанные в начале и в конце 1920-х годов, можно увидеть определенный путь развития жанра, обусловленный как совершенствованием техники и растущим мастерством фотографов, так и меняющейся культурной политикой страны. Так, снимки, сделанные в 1918–1922 годах, представляют собой фактическое отображение событий – демонстрации, конференции, съезды – с использованием приемов, принятых в дореволюционной фотографии. Снимки более позднего периода – конца 1920-х – начала 1930-х годов – не просто фиксируют реальность, с их помощью рассказывается определенная история, транслируются идеи нового политического курса. Изменения происходят постепенно, свое влияние на фоторепортаж оказывают и авангард, и соцреализм – принципы последнего уже в конце 1920-х годов проявились в советской культуре. Хотя фоторепортаж окончательно оформится в соцреалистическом духе только в 1930-е годы, черты перехода к новой культурно-политической программе можно наблюдать уже на ранних этапах формирования жанра. В альбоме представлены снимки на разные сюжеты – от первомайских демонстраций до работы кустарных артелей, каждая фотография иллюстрирует определенный этап формирования нового государства и его новой политики. Перемены происходят не только на бытовом уровне – само восприятие реальности меняется, в том числе с помощью фоторепортажа. Новая страна, новый быт, новая идеология – все это отражено на уникальных фотографиях революционного десятилетия, история которого принципиально важна для понимания логики всей советской культуры.

Авторы:

Ю.Смирнова, научный сотрудник отдела фотографии