25.05.2020
коми; русские; якуты; эвенки; белорусы; карелы; удэгейцы; ненцы; вепсы; киргизы; туркмены; башкиры; абхазы; нивхи; удмурты; татары; ботлихцы; мордва; украинцы; армяне; тувинцы; марийцы; евреи европейские
В альбоме представлены фотографии конца ХIХ – первой половины ХХ века, объединенные темой «Дети России». Детские образы в контексте собственного этнического пространства необычайно трогательны. Ребенок, попавший в кадр, притягивает внимание зрителя и становится центральной фигурой сцены: будь то деревенские дети, помогающие родителям в поле или играющие на улице, застенчивая башкирская девочка рядом с матерью, мальчик-нянька и т.д. На каждом из снимков присутствует собственная драматургия, зримо проявляются тонкие эмоции, которые невозможно передать языком печатного текста. Детство – начальный этап социализации, который в традиционной культуре каждого народа играл важнейшую роль. В этот период ребенок получал представления о базовых ценностях своего сообщества: нравственных установках, моральных принципах, распределении социальных ролей. С раннего детства ребенка активно включали в круг хозяйственных занятий семейного или родового коллектива. Выполняя посильную работу, дети вносили свою лепту в общее дело – будь то работы по дому, уход за младшими детьми или же помощь старшим, например, на промысле. Пример родителей был основой формирования трудолюбия и необходимых навыков в работе, понимания взаимосвязи окружающих вещей. Народная педагогика заключала в себе многовековой этнокультурный опыт предыдущих поколений. Важной частью обучения детей являлись игрушки (образы людей и животных), модели орудий труда, жилища, средств передвижения, воинского снаряжения. Создавая под руководством взрослых подобные вещи, дети овладевали навыками ремесла. Реальный предметный мир в миниатюрном исполнении формировал нормативное поведение в многообразии жизненных реалий. С помощью игрушек можно было воспроизвести как бытовые сцены (уборка дома, приготовление пищи), так и празднично-обрядовые действа (например, кукольную свадьбу). Подвижные игры давали возможность детям удовлетворить жажду действия, воспитывали умение постоять за себя, формировали способность преодолевать неудачи и переживать неуспех, вырабатывали чувство справедливости. Активность, сноровка, сообразительность, инициатива – качества, которые закладывались в детях с самого рождения. Исторические фотографии, представленные в альбоме, – иллюстрация разных этапов взросления ребенка. Снимки, выполненные во время экспедиций сотрудниками музея или профессиональными фотографами, оригинальны и неповторимы по сюжету и содержанию: их отличают документальная точность, информативность, особая эстетическая выразительность. Являясь визуальным отображением культуры, они выполняли определенные научные задачи: наравне с вещевыми памятниками дополняли полевые записи исследователя, раскрывая тему детства в традиционной культуре народов России.
Колчина Елена Викторовна, заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Соловьева Карина Юрьевна, заведующая отделом фотографии
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.