Вернуться
Альбомы

Комплексы снаряжения верхового коня у народов России и Центральной Азии

Дата:

20.12.2024

Серия:
Средства передвижения
Народ:

алтайцы; хакасы; якуты

Аннотация:

В альбоме представлены условные комплексы традиционного снаряжения коня у разных народов. Большинство предметов датируется концом XIX – первой половиной XX в. В отдельных случаях для создания комплекса использованы предметы более позднего времени. Они с одной стороны повторяют более ранние вещи, а с другой стороны демонстрируют сохранение и развитие традиции. Альбом дополнен фотографиями и иллюстративными материалами.

Аннотация на языке этноса:

Ткаченко И.Д., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук

Уже на протяжении многих веков человек в своей хозяйственной деятельности использует лошадь двумя основными способами: запрягая её в повозку или пахотное орудие и для верховой езды и перевозки грузов во вьюках. В предлагаемой выставке рассматривается второй способ.

Верховой конь, особенно для кочевников, является важной культурной доминантой на протяжении веков. В различных тематических сообществах интернета звучит сожаление, что лошадь ушла из нашей жизни. Это справедливо, но лишь отчасти. Несмотря на развитие современных видов транспорта и строительства сети автомобильных дорог, в ряде районов Сибири и Центральной Азии значительная роль верхового коня сохраняется.

Комплекс вьючно-верхового снаряжения коня состоит из уздечного и седельного комплектов. В свою очередь уздечный комплект включает в себя узду, недоуздок и различные съёмные украшения: кисти, начельники и пр. Седельный комплект более сложный. Он состоит из, собственно, седла – верхового или вьючного, а также потника, чепрака, тебеньков, нагрудного и подфейного (подхвостник) ремней, подпруг. В отдельных случаях сюда входят покрышка на круп, ременные украшения седла, попоны, покрывала и пр. Не все названные детали обязательно присутствуют в каждом конкретном комплексе. Их наличие или отсутствие определяется назначением ­– повседневный или праздничный (свадебный) комплекс, а также историческими и этническими традициями.

Узда (уздечка, оголовье) – система ремней с металлическими удилами для управления конём во время езды. Недоуздок (оброть, капцуг) – система ремней без удил, с чумбуром (длинный повод) для привязывания коня [рис. 1]. Иногда чумбур крепится к левому кольцу удил узды и используется для привязывания или стреноживания коня.

Рис. 1. Узда (а) и недоуздок (б). 1 – оголовье, 2 – нахрапный ремень, 3 – подгубный ремень, 4 – налобный ремень, 5 – подганашный ремень, 6 – лыска, 7 – удила, 8 – повод (у уздечки), и чумбур (у недоуздка), 9 – кольцо недоуздка

 1. Седло с составным ленчиком, состоящим из четырёх частей: две полки, лежащие на спине лошади и две округлые, более или менее широкие луки. Зарождение и развитие этого типа седла соотносится с кочевой культурой III-IV вв. н.э. и связано с районами Дальнего Востока и Южной Сибири. Это седло условно называется «южносибирским» [рис. 2].

Рис. 2. Южносибирское седло. 1 – левая полка, 2 – правая полка, 3 – передняя лука, 4 – задняя лука

2. Седло со сложносоставным ленчиком, состоящим из более, чем тридцати мелких деталей. Здесь также выражены две полки и луки; узкая передняя лука, оформленная на вершине фигурной головкой, и широкая округлая задняя лука. Зарождение и развитие этого типа седла, вероятнее всего, связано с культурной традицией Центральной Азии. Центрами изготовления таких сёдел в первой половине XIX в. были Ташкент и Самарканд, где этим ремеслом занимались сарты. Такие седла условно называются «сартовскими» [рис. 3].

Рис. 3. Сартовское седло. 1 – левая полка, 2 – правая полка, 3 – передняя лука, 4 – задняя лука

 Существуют варианты соединения в одном седле элементов, присущих тому или иному типу: ленчик из четырёх частей с фигурной головкой на передней луке; ленчик, вырезанный из целого куска дерева, повторяющий форму седла первого (с округлой передней лукой) или второго (с головкой на луке) типа. Все эти варианты – результат торговых связей, миграции населения, влияния моды и множества других факторов.

Седельный комплект в наиболее полном виде состоит из потника и чепрака (иногда это один предмет), укладываемых на спину коня под седло; тебеньков, укрепляемых на седле и защищающих ногу всадника от трения стремянным ремнём; нагрудного и подфейного ремней, удерживающих седло от сползания вперёд и назад при движении по сильно пересечённой местности [рис. 4]. У отдельных народов (якуты, хакасы) он дополняется покрышкой на круп.

Рис. 4. Снаряжение верхового коня. Тувинцы (по С.И. Вайнштейну, 1974).

1 – узда, 2 – повод, 3 – недоуздок, 4 –чумбур, 5 – нагрудный ремень, 6 – седло, 7 – полка седла, 8 – луки седла, 9 – выступающая часть полки (лапа седла), 10 – верхние канты лук, 11 – седельная подушка, 12 – седельные бляхи, 13 – торока (ремни для привязывания – ­ приторачивания – груза), 14 – тебенёк, 15 – путлище (стремянной ремень), 16 – стремя, 17 – чепрак, 18 – подпруги, 19 – подфейный (подхвостный) ремень

Алтайцы

Алтайцы – собирательное название ряда близкородственных тюркоязычных этнических групп, живущих, главным образом, в Горном Алтае и на сопредельных территориях (Монгольский Алтай, Синьцзян-Уйгурский авт. округ КНР, Казахстан, Кемеровская область, Новосибирская область и в других регионах). Южные алтайцы – алтай-кижи («человек Алтая»), телеуты, теленгиты – степные скотоводы-кочевники, говорят на южноалтайском языке кыргызско-кыпчакской группы алтайской языковой семьи. Южноалтайский язык является основой современного литературного алтайского языка. Северные алтайцы – тубалары, кумандинцы, телеуты, челканцы – таёжные охотники и земледельцы, говорят на североалтайском языке.

Хакасы

Хакасы – тюркоязычный народ, наиболее компактно проживающий на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакассия РФ), а также в Республике Тыва, в Томской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областях и других регионах. Выделяются этнические группы: качинцы, койбалы, сагайцы, кызыльцы, бельтиры. Основа традиционного хозяйства – степное кочевое скотоводство.

Якуты

Саха (якуты) (от эвенкийского «якольцы», самоназвание «саха») – тюркоязычный народ, основное население Республики Саха (Якутия) РФ, также проживают на севере Красноярского края, в Иркутской области, Магаданском крае, в Приамурье, на Камчатке и в других регионах. Традиционная культура якутов – черты хозяйства, характерные для степного населения Южной Сибири, языковые и антропологические данные, народные предания свидетельствуют о сложном этногенезе, в котором принимало участие как пришлое из Прибайкалья, так и местное для Приленья тунгусоязычное население.

Культура якутов уникальна тем, что они разводят лошадей на полюсе холода, а комплекс снаряжения верхового коня – самый архаичный из ныне известных.

Подробнее о конской амуниции
Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология : Справочник. В 2 кн. Кн. II. Методика научного описания тематических групп этнографических памятников — 2-е изд. — СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 97—120