18.12.2024
уйгуры
Альбом посвящен ворсовым коврам уйгуров Восточного Туркестана, поступившим в собрание музея в начальный период его собирательской деятельности – первое десятилетие XX века.
Е.Л. Кубель, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; И.А. Машукова, научный сотрудник отдела специализированного хранения
На территории Восточного Туркестана с давних пор существовало развитое ковровое производство. Благодаря географическому положению региона, истории его формирования, а также этническому составу сложившаяся на его территории традиция ковроткачества являлась синкретичной – изготовленные здесь изделия сочетали элементы уйгурского, китайского, киргизского, персидского орнаментов, различные типы построения композиции и варианты колористического решения.
Во второй половине XIX – начале ХХ века ковровое производство было сосредоточено на территории четырех провинций Восточного Туркестана – Кашгаре, Яркенде, Хотане и Аксу. Хотанский оазис являлся лидером по количеству мастерских и объемам производства. Изготавливавшиеся там ковры в большом количестве вывозились на продажу в Русский Туркестан и южно-сибирские регионы Российской империи, где они пользовались популярностью благодаря относительно низкой стоимости, а также яркости и пестроте рисунка. По месту производства эти ковры получили название «кашгарских», или «хотанских».
В последней четверти XIX века наметилась тенденция к удешевлению коврового производства за счет изменения используемых в нем материалов: шерстяные нити основы и утка заменялись на хлопковые, слабо свитые и рыхлые по своей структуре, традиционные растительные красители были вытеснены анилиновыми. Все это привело к тому, что готовое изделие служило недолго – хлопковая основа быстро разрушалась, цвета выгорали за 5-6 лет. Количество памятников этого времени, сохранившихся до наших дней в музейных собраниях, незначительно, в связи с чем коллекция «хотанских» ковров Российского этнографического музея (РЭМ) является уникальной.
В настоящее время в собрании РЭМ имеется 21 «хотанский» ковер (1 ковер был утрачен в годы Второй мировой войны). Все предметы поступили в коллекцию музея в первое десятилетие XX века благодаря работе заведующего Этнографическим отделом Русского музея (ныне РЭМ) Дмитрия Александровича Клеменца (1847–1914) и двух известных собирателей – Самуила Мартыновича Дудина (1863–1929) и Александра Васильевича Адрианова (1854–1920), долгие годы сотрудничавших с музеем.
Одна группа ковров представляла собой джайнамаз, предназначенные для мусульманской молитвы. Они принадлежат к типу молитвенных ковров, на которых несколько раз повторяется узор михраба – арочной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку. В каждую арку (в представленных образцах их 4 и 7) вписаны растительные орнаменты – изображение древа жизни или важный для уйгурской культуры мотив гранатового дерева (но уже в более современной модификации вазовой композиции), а также композиции из трех цветков на одном стебле и мелких растительных розеток.
Другая группа памятников предназначалась для буддистских монастырей. Композиция подобных ковров состояла из отдельных квадратных сегментов с одинаковой композицией и орнаментальным решением. Их длина зависела от количества молящихся и могла доходить до 6 метров.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.