16.12.2024
осетины; грузины; абхазы
В альбоме представлены подлинные вещевые и фотоиллюстративные памятники коллекций музея по этнографии осетин, которые составляют важную часть культурного достояния народа.
Дмитриев В.А., научный сотрудник главной категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук
Выставка «Познавая Осетию» была открыта 2 июня 2024 года – в год 250-летия заключения Кучук-Кайнараджийского мирного договора между Российской империей и Оттоманской Портой. В результате этого дипломатического акта Россия вышла на рубежи, позволившие вступить в прямой территориальный контакт с народами Северного Кавказа, в том числе с осетинскими сообществами, которые в 1749–1750, 1770, 1774, 1781, 1787 годах обращались за покровительством к России. В итоге ход исторического процесса привел к вхождению Осетии в состав Российской империи и открытию культуры осетин для этнографического изучения российскими и европейскими исследователями. В их числе были сотрудники Российского этнографического музея (последовательно имевшего названия: Этнографический отдел Русского музея императора Александра III – ЭО; Государственный музей этнографии – ГМЭ; Государственный музей этнографии народов СССР; Российский этнографический музей – РЭМ).
Культура осетин изучалась в целях составления комплексного представления о традициях народов кавказской историко-культурной общности благодаря заключенной в ней архаике, составляющей главное содержание этнографического факта. Накопленные сотрудниками РЭМ артефакты и отснятые ими фотографии вошли в состав выставки «Познавая Осетию».
Исследователи-кавказоведы, выступившие в качестве собирателей колллекций по культуре осетин фонда российского этнографического музея.
Бонч-Осмоловский Глеб Анатольевич (1890–1943) – археолог, этнограф, музейный деятель, открыватель мустьерских памятников Крыма, сотрудник ЭО (1922-1933), будучи студентом Петербургского Императорского университета, собрал в 1909–1910 гг. коллекцию предметов оружия и составил описание святилища Реком.
Валаев Захарий Петрович (1881– не ранее февраля 1917) – инженер, почетный блюститель училища в станице Черноярской. В 1906–1907 годах, будучи студентом Московского Императорского технического училища и действуя как корреспондент ЭО, З.П. Валаев собирал коллекции в Дигорском и Алагирском ущельях и в равнинных районах Осетии.
Куфтин Борис Алексеевич (1892–1953) – археолог, этнограф, музейный деятель, заведующий отделом Центрального музея народоведения (1924–1930), сотрудник Государственного музея Грузии (1934–1953). В 1926 году работал в селениях Даргавсской котловины и Куртатинского ущелья. Материалы, собранные Б.А. Куфтиным, вошли в фонд РЭМ при передаче части собрания б. Музея народов СССР вместе предметами Всероссийской этнографической выставки 1867 года.
Миллер Александр Александрович (1875–1935) – известнейший отечественный археолог и этнограф, лидер отечественной школы палеоэтнологии, востоковед и кавказовед, выдающийся организатор музейного дела, один из основателей ЭО, хранитель и заведующий ЭО (1908–1932). В 1923, 1927 и 1928 годах А.А. Миллер работал в Дигорском, Алагирском ущельях и селениях Даргавсской котловины. Главной темой его сборов было горное земледелие, изучаемое в контексте проблемы формирования культуры кавказских горцев.
Пчелина Евгения Георгиевна (1895–1972) – кавказовед, археолог, этнограф, научный сотрудник Государственного исторического музея (1920–1932), руководитель археологических раскопок Института археологии и этнографии АН СССР (1933–1939), научный сотрудник Государственного Эрмитажа (1939–1948) и Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН Грузинской ССР (1948–1952). В 1956 г. передала ГМЭ народов СССР собранные в Южной Осетии чашу для пива и резное кресло старика – главы семьи.
Студенецкая Евгения Николаевна (1908–1988) – этнограф-кавказовед, сотрудник ЭО, ГМЭ и ГМЭ народов СССР, заведующая отделом Кавказа (1938–1982) ГМЭ народов СССР, знаток костюмов народов Кавказа. В 1937, 1938, 1939, 1940 и 1970 годах работала в Алагирском, Даргавском и Куртатинском ущельях, а также в селениях равнинной Осетии и в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Этническая территория осетин охватывает горные и равнинные районы центральной части Северного Кавказа. Выход на равнину стал доступен в основном после 1783 года, с основания российского города Владикавказ, сегодня являющегося столицей Республики Северная Осетия – Алания. До конца XVIII века территорией проживания осетин являлись горные ущелья, население которых было объединено в сообщества Северной (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), Центральной (Туальское, Трусовское) и Южной (Дзауское, Урстуальское, Кударское, Ксанское, Кудское) Осетии. Сообщение между селениями осуществлялось по крутым горным тропам, которые в сезон снегопадов становились непроходимыми. Именно ими посольств от сообществ осетин к российским властям в 1740–1780 годов. Передвижение по таким тропам требовало умения и особого снаряжения для транспортировки грузов и передвижения пеших и конных путников. Транспортные средства горцев Кавказа являются важным достижением народной культуры.
Природные и социальные условия жизни в горах требовали от мужчин постоянной готовности к преодолению сложных и опасных ситуаций. Оружие было непременной частью мужского костюма осетин, неизменным спутником мужчины. Носить оружие имели право взрослые свободные мужчины. Богатство декора подчеркивало статус оружия, а вместе с этим и его владельца. Осетинский этнограф конца XIX века Савва Васильевич Кокиев отмечал, что осетин очень гордится оружием, которое представляют «пистолет и ружье с золотой насечкой, кинжал и шашка в серебряной с позолотой оправе». Такой же непременной деталью мужского костюма была нагайка.
В Осетии издавна существовало множество священных мест, связанных с почитанием определенного святого; их называли дзуар, или кувæндон. В качестве святилищ выступали горные вершины или расположенные на возвышенностях пещеры, рощи, груды камней, руины древних церквей и часовен. Дзуары посещали в дни почитания святого, во время семейных обрядов, а также для проведения молений о благополучии. Святилища могли быть мужскими и женскими. Культ святилищ в большей части Осетии сосуществовал с православием, в Дигории – с исламом.
На святых местах проводились общественные ритуалы, например, посвящения мальчика и невесток духам-покровителям рода, моления о хорошем урожае, о спасении от невзгод, о сохранении мужчин, оправлявшихся в поход.
Моление сопровождалось жертвоприношением и коллективным пиром.
Главными обязанностями осетинки были обработка волокнистых продуктов, в частности шерсти, и шитье одежды и аксессуаров костюма; прядение и вышивка относились к досугу. Прядением нитей и галунов женщины могли заниматься даже на ходу, как бы между делом. В золотном шитье особо специализировались девушки на выданьи; вышивали гладью и вприкреп. Повседневную мужскую и женскую одежду шили из домотканого сукна, для женских нарядов покупали у бродячих торговцев шелковые ткани, а также золотые нити. На равнине для получения шелковых нитей разводили тутового шелкопряда. У соседних народов существовало воспоминание о том, что с искусством плетения шелковых женских платков они познакомились у осетинок.
В условиях высокогорья осетины выработали особенные приемы земледелия. Суровый климат, крутизна склонов, перепады высоты местности, почти полное отсутствие плодородной почвы требовали огромных трудозатрат, что нашло отражение впословице «осетин делает хлеб из камня». Большая часть полей располагалась вдали от селений. Для повышения плодородия почвы крестьяне на своих плечах приносили удобрение, а часто и саму землю.
Осетины сеяли ячмень, овес, яровую пшеницу, но из-за малоземелья горцы постоянно испытывали недостаток в зерне. Овец и коз разводили преимущественно ради молока, шерсти и шкур. Продукцию скотоводства, охотничьи трофеи и изделия домашних промыслов меняли у жителей равнин на просо, озимую пшеницу, позднее – на кукурузу.
Из зерна пекли лепешки для повседневной трапезы, пироги – для праздничной, из ячменя варили пиво. Главным молочным продуктом был сыр.
Все типы осетинского жилища максимально приспособлены к ландшафтным особенностям: в горах это были каменные дома с плоской крышей или жилая башня. Обычным был так называемый хæдзар – дом, состоявший из единого жилого помещения, в котором размещался семейный коллектив, образованный несколькими поколениями. Численность такой семьи достигала нескольких десятков человек. Важнейшими деталями жилищного помещения и его святынями были очажный комплекс и центральный столб, поддерживавший кровлю.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.