Вернуться
Альбомы

Мелочи для жизни (народы Северо-Запада России и Прибалтики)

Дата:

06.12.2024

Серия:
Утварь
Костюм
Культура народов Балтики
Народ:

карелы; вепсы; саамы; финны; эстонцы; латыши; литовцы

Аннотация:

В альбоме представлены экспонаты из коллекций Российского этнографического музея, которые условно могут поместиться в кармане: курительные трубки, кисеты для табака или махорки, табакерки, швейные принадлежности и маленькие сумочки для хранения мелочей.

Авторы:

Докучаева Мария Алексеевна, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.

Мы проживаем жизнь в окружении вещей – изготовленных человеком предметов, предназначенных для удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. В данном альбоме представлены экспонаты из коллекций Российского этнографического музея, которые условно могут поместиться в кармане: курительные трубки, кисеты для табака или махорки, табакерки, швейные принадлежности и маленькие сумочки для хранения мелочей. Эти предметы наполняли повседневное пространство человека, жившего во второй половине XIX – начале XX века на Северо-Западе России и в Прибалтике. Эти вещи выполняли практические функции, служили для организации пространства и просто приносили эстетическое удовольствие.

В отличие от современного общества, в котором господствует культура потребления и многие вещи обезличены, в традиционной культуре каждая вещь индивидуальна. Во-первых, потому, что она изготавливалась вручную, и второй такой не существовало. Во-вторых, каждая вновь созданная вещь, на наш взгляд, вполне пригодная с практической точки зрения, для человека традиционной культуры таковой не являлась. Для того чтобы она стала полноценной её наделяли характером, а делали это при помощи того, что мы трактуем как «украшение». Только после этого вещь начинала функционировать в качестве предмета обихода.

Служили вещи долго, потому что в череду многих  повседневных обязанностей входил уход за вещами: чистка, штопка, ремонт. Таким образом, нужные предметы часто передавались от отца к сыну, от матери к дочери, обеспечивая тем самым связь поколений.

Утварь для табакокурения

Курение было распространено в регионе повсеместно, поэтому большую группу памятников в собрании музея составляют аксессуары для курения: курительные трубки, кисеты, портсигары, табакерки. Археологические находки показывают, что привычка к курению пришла в регион Северо-Запада России и в Прибалтику относительно рано: самые старые находки относятся к первым десятилетиям XVII века. Первые курительные трубки импортировались главным образом из Голландии и Англии и были сделаны из белой или красной глины. В XVIII–XIX веках трубки стали изготавливать и из других материалов – дерева, фарфора. Курительная трубка могла указывать на социальный статус своего владельца. К примеру, привозные из-за границы бриаровые трубки со скульптурными чубуками могли позволить себе только обеспеченные люди. Большая же часть населения изготавливала себе трубки из древесины берёзы или осины.

Табак или махорку хранили в кисетах – мешочках небольшого размера, затягивающихся шнурком. Их шили из лоскутов ткани или из кожи. В культуре саамов основным материалом для изготовления кисетов были шкуры животных и птиц, замша.

Табак не только курили, но и нюхали; для этого существовал специальный нюхательный табак, который хранили в маленьких коробочках – табакерках – из дерева, бересты или кости.

Швейные принадлежности

В круг основных женских занятий входило рукоделие. У каждой женщины с девичества имелась собственная коробочка или сумочка, где хранились швейные принадлежности: чехлы для спиц, игольники и подушечки для иголок.

Самые древние игольники изготавливали из кости или металла. В XIX веке появились игольники из текстиля. Их украшали аппликациями из кусочков сукна, бисером. Часто игольницы использовали в интерьерах для украшения жилища, их вешали на стену возле зеркала или лампы.

Девичьи и женские сумочки

В собрании музея хранится много маленьких саамских сумочек, предназначенных для хранения различных предметов и рукоделия. Они были широко распространены в саамской культуре, что обусловлено спецификой ведения хозяйства, основу которого представляло оленеводство. Способов ношения сумочек было много: их подвешивали к поясу, носили в руках или на шее. Большинство этих сумочек можно отнести к типу мягких и полужёстких, при этом они не имеют подкладки.