02.12.2024
вепсы; карелы; саамы; латыши; литовцы; эстонцы; шведы; финны
В альбоме представлены предметы по этнографии детства народов Северо-Запада России и Прибалтики.
Самсонова Екатерина Генриховна, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.
Собрание отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики Российского этнографического музея насчитывает более 150 предметов по этнографии детства. Более половины из них плечевая, поясная одежда, головные уборы и обувь, как из материалов фабричного производства, так и домашнего. Первые коллекции детской одежды поступили в Этнографический отдел Русского музея в 1904 году от известного собирателя, дипломата О.О. Визеля. Среди предметов были детские головные уборы, они приобретены в Александровском уезде Архангельской губернии в саамских погостах.
В 1905 и 1908 годах коллекция детской одежды пополнилась предметами из Тихвинского уезда Новгородской губернии (собиратель А.А. Киселев), с острова Руно (собиратель А.А. Фомин) и из Норвегии (собиратель С.И. Сергель). В 1910 и 1911 годах детские вещи поступили из Ковенской и Виленской губерний (собиратель Э.А. Вольтер), с острова Руно (собиратель Н.Ф. Арепьев). В 1920-е годы в собрание детской одежды музея вошли материалы экспедиций, привезённые из Тверской (собиратель Д.А. Золотарёв) и Олонецкой (собиратель З.П. Малиновская) губерний. Из Лопарской экспедиции, проходившая на Кольском полуострове, были привезены в музей детская одежда саамов, (собиратель В.В. Чарнолусский).
В послевоенные годы вещи по этнографии детства поступали из расформированного Музея народов СССР и из экспедиций (собиратели Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская). В 1980-е годы к коллекциям музея добавилась одежда для детей, изготовленная в объединении мастеров народных художественных промыслов «Уку» (г. Таллинн), в художественно-производственном комбинате «Дайле» (г. Каунас) и в производственном объединении народных художественных промыслов «Дайльраде» (г. Рига). В последние десятилетия пополнением коллекций по этнографии детства занимались сотрудники отдела Северо-Запада России и Прибалтики О.М. Фишман, М.Л. Засецкая, О.Ю. Юрчак, В.А Галиопа.
Головные уборы – неотъемлемая часть одежды народов Балтийского и Баренцева регионов. Первым головным убором у ребёнка был чепчик; его надевали сразу после крещения. Чаще всего чепчик шили из фабричной хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой ткани. По краю чепчик украшали мишурной и цветной лентами, цветными лоскутами ткани или кружевом; к краям пришивали завязочки из тесьмы. Из детей после года чепчик носили только девочки. В подростковом возрасте они могли носить светлые платки, завязывавшиеся под подбородком либо сзади. Мальчики носили шапки из ткани или меха как фабричного производства, так и домашнего изготовления, различавшиеся по покрою. Наиболее распространенным головным убором мальчика в начале XX века был картуз.
Первой и основной одеждой в крестьянских семьях у детей была рубашка свободного покроя; ее носили независимо от пола ребенка. Эти рубахи не подпоясывались поясами. Часто они были перешитыми из старой одежды родителей. В семь лет мальчикам шили рубахи, близкие по покрою к рубахе взрослого. Рубаха мальчика подпоясывалась узким поясом домашнего изготовления или веревочкой. Разнообразие культурных традиций региона влияло на покрой верхней одежды и материалы, из которых она изготавливалась. К примеру, у саамов, занимавшихся оленеводством, использовались шкуры животных, замша и фабричное сукно. У прибалтийско-финских, балтских народов, которые вели комплексное хозяйство, верхнюю одежду шили из льняной домотканины, овчины, полушерстяных и шерстяных материй и пр.
Пояс был важной частью одежды. Он входил в состав комплекта для крещения. Без пояса нельзя было выйти на улицу. Как только мальчик начинал носить штаны, пояс становился обязательной частью одежды. Девочки носили пояс с юбкой или платьем. Пояс мог различаться по материалу и типу. Чаще всего пояса для детей изготавливали из шерстяных, льняных или хлопчатобумажных тканей. Детские пояса были узкими и более короткими, чем взрослые. Подростки носили кожаные ремни. В состав костюма девочек входили юбки. Их шили на вздержке и на поясе. В начале XX века девочки стали носить передники, которые раньше были принадлежностью традиционного костюма женщин.
В состав традиционного детского костюма народов Балтийского и Баренцева регионов входили различные типы одежды для ног и рук. Как правило, их тип напрямую зависел от возраста и этнической специфики. Каждый из элементов костюма нес определенную функцию и надевался в соответствии со временем года. Для изготовления детских рукавиц, митенок, носков и чулок использовали овечью шерсть домашнего изготовления, шкуры и замшу. У балтских, прибалтийско-финских народов и островных шведов существовала своя специфика изготовления вязаных изделий, которые становились своего рода уникальной «визитной карточкой». Для носков и чулок – это способ вывязывания резинки, паголенка, пятки и мыска, а для рукавиц и перчаток – вывязывания манжета, кистевой части и пальцев, а также способ закрывания петель мыска. В состав детского костюма саамов входили рукавицы и чулки, сшитые из меха.
Во второй половине XIX – первой четверти XX века изготовлением обуви в сельской местности занимались чуть ли не в каждом хозяйстве. Обувь делалась из бересты, кожи, ткани, войлока, веревок, дерева. У саамов обувь изготовлялась из шкур с голени оленя. У других народов сапожки для маленьких детей делали из кожи теленка, для подростков – из сыромятной коровьей кожи. Детская обувь различалась по типам – мягкая, жесткая – и по конструкции. Повседневной обувью для детей служили плетеные лапти и берестяные сапоги. Стельки делали из бересты. Для того чтобы детская обувь была сухой, в нее вкладывали высушенную траву. В начале XX века в моду вошли фабричные ботинки. Однако их приобретали только состоятельные крестьяне. Беднейшие же подобную обувь изготавливали из берестяных лент.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.