20.11.2024
украинцы; малорусы
В альбоме представлена одежда жителей Среднего Поднепровья второй половины ХIХ – начала ХХ века – нательная, поясная, нагрудная и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения, изготовлявшиеся из материалов домашнего и фабричного производства.
Дьякова Елена Васильевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы
Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в районе среднего Днепра сложился тип костюмного комплекса, который принято считать украинским традиционным костюмом. Среднее Поднепровье разделяют на этнографические регионы Левобережье и Правобережье, к которым относятся современные Киевская (кроме северных р-нов), Черкасская (кроме Уманского р-на), Полтавская, Днепропетровская (кроме южных р-нов) области, а также южная часть Сумской и северные районы Запорожской областей.
Одежда жителей Среднего Поднепровья во второй половины ХIХ – начале ХХ века представляла собой сложный комплекс, включавший нательную, поясную, нагрудную и верхнюю одежду, головные уборы, обувь и украшения, изготовлявшиеся из материалов домашнего и фабричного производства.
Нательной одеждой у мужчин и женщин была полотняная сорочка. У мужчин она была, как правило, туникообразного кроя или с плечевыми вставками, с прямым разрезом на груди, вдоль которого располагалась вышивка, а у женщин – с уставками или цельнокроенным рукавом, богато украшенная вышивкой. Мужчины заправляли рубаху в широкие полотняные штаны, но если последние были узкими, то её надевали навыпуск. Женщины носили юбки и поясную одежду распашного типа – запаску, дергу, плахту – в виде одного или двух полотнищ шерстяной ткани, а сверху – иногда передник.
Непосредственно на сорочку надевали нагрудную одежду, которая прикрывала верхнюю часть фигуры и создавала общий силуэт. Как женщины, так и мужчины поверх сорочки носили безрукавки. В конце ХIХ – начале ХХ века получили широкое распространение мужские жилеты и женские керсетки из фабричной ткани. Зимой носили домотканые свиты, овчинные кожухи. Юбки, запаски, плахты, штаны и верхнюю одежду подпоясывали. Чаще всего и женские, и мужские пояса были вязаными или ткаными, однотонными или ярких цветов. Мужчины также носили широкие ременные пояса с медной пряжкой и карманами для ножа и огнива. Летом мужчины прикрывали голову соломенными шляпами, в холодную пору надевали войлочные или меховые шапки. Девушки летом ходили с непокрытой головой, а в праздничные дни украшали её венком с цветами и лентами. Замужние женщины носили намитки из прямоугольного полотна и праздничные очипки округлой формы с жесткой основой, обшитой тканью. В холодное время года ходили в шерстяных платках.
Нательной одеждой мужчин и женщин Среднего Поднепровья служила сорочка белого цвета, полотно которой, в зависимости от достатка в семье, было разного качества. В конце ХIХ – начале ХХ века существовали четыре этнолокальных варианта сорочек: туникообразные, с плечевыми вставками, с цельнокроенным рукавом и на кокетке. Мужские сорочки чаще всего выкраивались из цельного полотна, перегнутого пополам, к которому по бокам пришивались два продольно перегнутых полотнища – рукава. Сорочки с плечевыми полотняными вставками были характерны больше для женской одежды. Плечевые вставки уставки в форме прямоугольника вшивались между передней и задней полочками. Более современными, чем сорочки из цельного полотна, на рубеже ХIХ – начала ХХ века считались сорочки на кокетке, состоявшей из двух полотен. Сорочки также отличались оформлением горловины. Женщины, жившие на правом берегу Днепра, носили сорочку со стоячим или отложным воротником, а на левом берегу – сорочку без воротника, присборенную у горловины. Мужские сорочки завязывали лентой или шнурком, продетым сквозь петли. Рукава мужских и женских сорочек заканчивались манжетами или оставались широкими. Сорочки на рукавах, уставках, приплечьях, вороте и подоле украшались вышивкой или тканьём. Разнообразие техник, орнаментов, композиций и цветовых решений, из которых складывались локальные традиции декорирования, было чрезвычайно велико.
На Среднем Поднепровье в конце XIX – начале XX века были распространены несколько архаичных типов женской поясной одежды. Они представляли собой одно или два полотна – несшитых, частично сшитых или сшитых вглухую.
Наиболее архаичной формой такой одежды была запаска, состоявшая из двух полотен однотонного неваляного сукна разной ширины, чаще черного или зеленого цвета. Более узкую часть, зеленую, завязывали на талии спереди, более широкую, черную, – сзади. В праздники молодые женщины носили зеленые и красные запаски, украшенные тканым орнаментом или вышивкой, зажиточные – из дорогой парчовой ткани. Запаску надевали поверх нарядной плахты или дорогой юбки, а сверху подвязывали однотонным или затканным орнаментом поясом, оставляя видимым вышитый низ сорочки.
Плахта в течение XIX века являлась обязательным элементом женского праздничного костюма. Она состояла из двух кусков ткани, сшитых по длине до половины. Её надевали на талию таким образом, чтобы сшитая часть охватывала фигуру сзади, а несшитые части, называемые «крылья», свободно свисали или подтыкались за пояс. Плахту шили из самой дорогой ткани, вытканной в сложной технике и иногда вышитой шелком или шерстью. Основным узором чаще всего была клетка.
Несшитая одежда дерга представляла собой полотнище, состоявшее из двух кусков материи длиной 1-1,5 м, сшитых между собой наполовину или на две трети, которое оборачивали вокруг талии поверх рубахи и подпоясывали. На смену несшитым формам одежды пришла юбка. Она бытовала на всей территории Украины. Юбки имели локальные названия и отличались конструктивными особенностями. На территории Среднего Поднепровья была широко распространена юбка литник, выполненная из грубой домашней шерстяной или полотняной ткани с рисунком в горизонтальную или вертикальную полоску. Переднюю её часть закрывали передником или запаской, поэтому она могла выполняться из другой ткани, иногда более простой, часто другого цвета. На севере Киевщины и Черниговщины носили юбку андарак из шерстяной или полушерстяной домотканой материи преимущественно красного цвета, сшитую из трех-четырех полок, с заложенными сзади складками и украшенную снизу полосой вышивки. Были известны также юбки из ткани с набивным рисунком.
Мужской поясной одеждой служили штаны разнообразной формы и кроя. На территории Среднего Поднепровья бытовали широкие и зауженные книзу штаны. Широкие шаровары имели короткие штанины с большими прямоугольными вставками. Штаны мужчин Полтавской и Подольской губерний отличались тем, что их широкие штанины соединялись под углом за счет квадратной вставки, сложенной по диагонали и образующей таким образом два треугольника – клина. На севере Киевского и Черниговского Поднепровья были распространены узкие штаны с небольшой треугольной вставкой». Верхний край штанов мог быть подвернут и прошит, образуя кулиску, в которую продевался шнурок или ремень. Он мог также заканчиваться вшитым поясом, застегивающимся на крючок или одну-две пуговицы. Существовали локальные варианты ношения штанов и сорочки. Там, где носили широкие штаны, сорочку заправляли в них, с узкими штанами её надевали навыпуск.
Женщины носили керсетку – безрукавку из фабричной ткани, в боковые швы которой вставлялись клинья. В зависимости от региона керсетки имели отличия в конструкции и размере клиньев. Например, на севере Черниговской губернии носили короткую керсетку, расширенную от талии, с большим количеством швов и складок на спинке. Керсетки центральной Киевщины имели длину до середины бедра, завышенную талию и плотно прилегали к груди. Самые длинные из них, до колен и ниже, носили женщины Поплавской губернии. Обычно керсетки были без воротника, а их горловина украшалась полосой ткани или строчкой. Застегивались они на груди, имели декоративные карманы. Поскольку керсетки были сшиты из фабричных тканей машинным способом, то и декорировались они таким же образом – машинной строчкой, аппликацией, пришитыми деталями. В Киевской губернии, кроме того, делали ватную простежку.
Поверх керсетки женщины носили так называемую юпку – приталенную суконную одежду с рукавами и отложным воротником, отделанную черным круглым шнуром или тканью. Старинная «баевая юпка» из баи (ворсового сукна) красного, синего или зеленого цвета украшалась шерстяными кисточками – «перчиками», «хвостиками», «мухами». Носили также приталенный жупан с широким отложным воротником и манжетами. В холодное время года и женщины, и мужчины надевали теплые кожухи, свиты и киреи. Кожух шили из белой овчины, с широкими полами и отложным меховым воротником. Праздничные кожухи отделывали темным мехом по вороту, подолу, низу рукава и обильно декорировали вышивкой, аппликацией, тесьмой, кисточками. Особенно украшали правую полу. Свиту изготавливали из домотканого коричневого сукна. Она могла быть короткой или длинной, с подрезными бочками и узкой полосой цельнокроеной спинки. В праздники со свитой носили жупан. Поверх свиты или кожуха надевали длиннополую кирею – широкую одежду с капюшоном из грубого домотканого коричневого сукна.
Пояса носили повсеместно. Их завязывали поверх рубахи и поясной одежды. Подпоясывали также верхнюю одежду. В качестве материала для изготовления поясов использовали шерстяные, льняные и конопляные нити, ткань, кожу. Самыми дорогими и красивыми считались пояса из шелка-сырца, а также с серебряными и золочеными нитями. В основном пояса ткали, плели или вязали в домашних условиях. Орнамент располагался по всей поверхности или по краям. Концы украшали кисточками из шерстяной пряжи или пучком из косичек и кисточек. Женщины носили узкие пояса крайки, длина которых достигала 3 м. Мужские пояса были более широкими – 30–40 см. Мужчины и женщины широкими поясами подвязывали верхнюю одежду. Мужчины также носили кожаные пояса очкуры, которыми подпоясывали шаровары. Длинные пояса оборачивались вокруг талии несколько раз. Концы поясов без кистей прятали, а с кистями свободно свисали, или их завязывали узлом.
Головные уборы отличались разнообразием форм и способов изготовления. Летом мужчины носили шляпы из соломы, а в более холодное время – шапки из войлока, меха, плотной ткани. В Черниговской и Полтавской губерниях шили шапки из шкурок ягнят, на кожаной подкладке. Они могли быть разной формы: в виде высокого или низкого цилиндра с выпуклым или плоским суконным дном. В Киевской губернии носили высокие полусферические шапки кучма также из меха ягненка.
Девушки летом ходили с непокрытой головой, а в праздничные дни украшали её венком с цветами и лентами. Женщины покрывали голову мягкой шапочкой, поверх которой носили жесткий, обтянутый дорогой тканью или вышитый очипок. В центральных районах Киевской губернии очипки были округлые или слегка расширенной формы, с жесткой основой, на которую нашивали шелковую, шерстяную или парчовую ткань. Такие очипки обшивали по краям плисом и носили в праздники. Более простыми были ситцевые очипки, обшитые коленкором. В зимнее время девушки и женщины носили теплые платки.
Летом в будни мужчины и женщины ходили босиком или в лаптях, сплетенных из коры деревьев. Крестьяне могли носить также кожаные лапти постолы, а зимой обували сапоги из яловой кожи. В праздники в зажиточных семьях носили черные или красные черевики, а также сапоги из красного или желтого сафьяна.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.