Вернуться
Альбомы

Духовые музыкальные инструменты народов Центральной Азии

Дата:

24.09.2024

Серия:
Музыкальные инструменты
Историческая фотография
СССР в фотографии
Народ:

таджики; киргизы; казахи; туркмены; дунгане; уйгуры; узбеки

Аннотация:

В альбоме представлена коллекция духовых инструментов, скомплектованная разными поколениями собирателей в период с 1860-х годов по начало XXI века. Коллекцию сопровождают фотографии, иллюстрирующие музыкальные традиции народов Центральной Азии в последней трети XIX – XX века.

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой

Аэрофоны (от греч. αέρας – «воздух» и φωνή – «звук») – инструменты, источником звука которых служат колебания воздуха, заключенного в их корпусе, – известны едва ли не всем народам мира, поройони существуют в близких формах. Однако типологически сходные и даже генетически родственные инструменты в разных региональных / локальных традициях обретают свое неповторимое звучание. В Центральноазиатском регионе бытовали три типа духовых инструментов: флейты, язычковые и амбушюрные аэрофоны.

Флейты

Флейта (от лат. flatus – «дуновение») – аэрофон, «колебание воздушного столба в стволе которого возникает в результате рассечения вдуваемой струи воздуха о край ствола или о край выреза свисткового отверстия»1. На рассматриваемой территории выявлены следующие разновидности флейт: продольные открытые, продольные со свистковым устройством, поперечные, сосудные (глиняные свистульки).

Продольная открытая флейта – основной духовой инструмент кочевников; относится к числу древнейших звуковых орудий (самые ранние находки датируются эпохой палеолита). Изготавливался инструмент из полого стебля зонтичного растения, реже – из дерева или металла. В первых двух случаях инструмент снаружи обтягивался тонкой бараньей кишкой, которая скрепляла флейту и закрывала трещины и щели. Представляет из себя полую трубку слабоконической формы с грифными отверстиями в узкой нижней части. Для облегчения звукоизвлечения края широкого верхнего конца инструмента заостряют или насаживают на него тонкое роговое или металлическое кольцо. Во время игры инструмент держат перед собой наклонно; к верхнему (широкому) концу прикладывают зуб (клык) и направляют струю воздуха на острый конец ствола.

Традиционная казахская сыбызгы и киргизскиий чоор имеют от трех до пяти грифных отверстий и обнаруживают ближайшее родство с башкирским кураем. На Этнографической выставке 1867 г. в Москве экспонировались три казахские сыбызгы: две – медная и тростниковая – из Области Сибирских Киргизов и одна – тростниковая – из Области Оренбургских Киргизов. Медная не сохранилась, но до нас дошло ее описание 1903 г.: «Цибизга (себызга) – флейта сибирских киргизов; состоит из трех спаянных кольцами медных трубочек в одну, длиной ок. 57 сант., диаметр трубки к одному концу постепенно суживается вдвое; ближе к этому концу расположены три отверстия (медная флейта воссоздавала коническую форму тростниковой. – А.Г.). На цибизге играют, вставляя трубку в левую сторону рта, вдувают в нее воздух и, оставляя правую часть полуоткрытою, производят в то же время особого рода насвистывание»2. К концу XIX в. сыбызгы выходила из бытования, и уже почти не встречалась у западных казахов, кое-где еще сохраняясь у восточных, поэтому так важны образцы с выставки 1867 г.

У туркмен ряд духовых инструментов имеет общее название тюйдюк. С уточняющим прилагательным каргы-тюйдюк обозначает продольную открытую флейту (от каргы – «тростник»). Каргы-тюйдюк имеет 6 грифных отверстий, верхнее из которых расположено на тыльной стороне. Отверстия на лицевой стороне расположены двумя группами (3+2). Кроме одиночного исполнения практикуется одновременная игра двух тюйдюкчей, располагающихся один против другого. В 1899 г. в ауле близ г. Мерва Закаспийской области С.Г. Рыбаков записал на восковых валиках 26 образцов наигрышей и инструментальных версий песенных мелодий, исполняемых на 1–6 флейтах каргы-тюйдюк, песни в сопровождении 2, 3, 4 или 6 тюйдюков, а также состязания тюйдюкчей (записи хранятся в Фонограммархиве ИРЛИ). Видимо, у тех же исполнителей были приобретены 5 образцов каргы-тюйдюка (4-7, 8, 9, 10, 11), три из которых включены в настоящий альбом.

1 Музыкальные инструменты: энциклопедия / [Авт.: Алпатова А.С. и др.; науч. ред.: М.В. Есипова, О.В. Фраёнова, Ю.И. Неклюдов]. – М.: Дека-ВС, 2008. – 786 с. С. 622.
2 Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве / Сост. А.Л. Маслов. – Москва, 1909. – С. 39. – № 92.

 

 

 

У оседлого населения оазисов широкое распространение получила поперечная флейта най, представляющая собой цилиндрическую трубку, в верхнем закрытом конце которой вырезается отверстие для вдувания, а в нижней части – 6 грифных отверстий (иногда еще дополнительно 1–4 резонансных). Най изготавливается из бамбука (гарау-най), дерева (агач-най), металла (мис-най). Бамбуковый и деревянный най нередко оснащается дополнительным отверстием (между отверстиями для вдувания и верхним грифным), которое заклеивается тонкой кожицей или бумагой; назначение этой детали  придавать звуку особую тембровую окраску. При игре най держат в поперечном положении, направляя струю воздуха на край отверстия для вдувания. Инструмент обнаруживает родство с китайской флейтой ди, монгольской и тувинской лимбе. Най обладает богатыми технико-акустическими возможностями, используется как для сольного музицирования, так и в ансамбле с другими инструментами. В ансамбле обязательно участвуют ударные мембранофоны (бубны и барабаны), иногда в сочетании с идиофонами (каменными кастаньетами кайрак и трещотками).

 

Продольные флейты со свистковым устройством под названием най чупони (чупон – «пастух») или тутак бытовали у горных таджиков, встречаясь спорадически и в других регионах Центральной Азии.

Стоит отметить, что к типу продольных свистковых флейт относится ряд звуковых орудий, например, используемые ловцами птиц манки на перепелов, детские свистки и дудочки. «Подманивают перепелов вабиками – учуг. Вабики бывают о двух пищиках (здесь пищики – свистки. – А.Г.) – двойные (31-135 и одинарные. Он состоит из пищика, к которому примыкает небольшая полость, выдолбленная в том куске дерева, в котором помещается и пищик, и обтянутая тонкой кожей). Постукивание пальцем по коже производит звук, очень похожий на бой перепелки (деревянное ложе, затягиваемое кожей, в которое вкладываются свистки, выполняет функции меха для нагнетания воздуха – А.Г.). Встречаются вабики, украшенные резьбой (31-53); вообще они не носят никаких украшений (31-130)»1.  

Глиняные свистульки бытовали преимущественно в качестве детских игрушек. «Для очень маленьких детей игрушками служат … глиняные свистульки ушпулляк в виде офтоба (245-113), то и в виде коня с сидящим на нем всадником (239-63, 22-63), то в виде козлов и баранов (239-64,65,66), сделанных довольно неуклюже» (Там же. Л. 284).   

1 АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 247. – Отчёты С.М. Дудина, художника-фотографа, о поездках в Среднюю Азию в 1900–1902 гг. для изучения труда и быта местных жителей. Л. 322.

Язычковые аэрофоны

Язычковые инструменты представлены двумя типами – с одинарной и двойной тростью. К первым относятся архаичные пастушеские аэрофоны из тонкого тростника с надрезным П-образным язычком в верхней части корпуса: туркменские одиночный дилли-тюйдюк (дилли – язык) и парный гошо-дилли-тюйдюк (гошо – пара), парный узбекский, каракалпакский и таджикский кошнай. Парный инструмент состоит из двух дудочек одного размера с равным числом игровых отверстий. К аэрофонам с одинарной тростью относится также сравнительно редкий деревянный инструмент небольших размеров с толстым ложным раструбом и вставным тростниковым пищиком (тонкой трубочкой с надрезным язычком) – балабан / баламан. Особенностью его является узкий цилиндрический канал, сохраняющий такое же сечение в раструбе, благодаря чему инструмент имеет глухое звучание. Используется преимущественно сольно, хотя в начале XX в. включался и в ансамбли.

В уличных ансамблях, сопровождающих праздничные шествия, выступления акробатов, кукольников, широко используется сурнай – аэрофон с коническим деревянным корпусом и двойной тростью из расплющенного камыша. В ансамбле обязательно участвуют ударные мембранофоны, также могут включаться и другие духовые инструменты. «Суннай… состоит из деревянной трубки, слегка расширяющейся к одному концу и затем быстро переходящей в широкий выгнутый слегка раструб. На трубке прорезаны 7 круглых отверстий для ладов. В тонкий конец рожка вставляется тонкая медная или серебряная трубочка, суживающаяся к свободному концу. На конец этот надеваются пищики из соломы различной величины в зависимости от густоты тона, в котором хотят играть. На трубочку, кроме того, обыкновенно надевается нефритовый или медный кружочек и к ней же подвешиваются на ниточках или медной цепочке и на ниточках медная тонкая петелька для выпрямления пищика, камышовая прямилка или футлярчик для них же и запасные пищики»1.

1 АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 247. – Л. 270

Амбушюрные аэрофоны

В Центральной Азии бытовали амбушюрные аэрофоны без грифных отверстий, двух подтипов: рог с коническим каналом и труба с цилиндрическим каналом. К первому относятся сигнальный глиняный буг, используемый банщиками и мельниками для оповещения жителей, и киик-мунгуз из рога козла, используемый дервишами и маскарабозами во время пляски.

Второй подтип представлен характерной для уличных оркестров трубой карнай длиной до 3 м. Корпус инструмента сборный, чаще состоит из трех колен. Карнайчи держит инструмент в наклонном положении раструбом вверх и, поворачиваясь, посылает звуки в разные стороны. Звуки карная слышны далеко, поэтому он используется как сигнальный инструмент, оповещающий о начале массовых празднеств, выступлений акробатов и кукольников. В ансамбле с карнаем звучат ударные инструменты, а из духовых – сурнай.

Литература

Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Язовицкая. — М.: Музгиз, 1963. — 275 с.

Музыкальные инструменты: энциклопедия / [Алпатова А.С. и др. ; науч.-энцикл. ред.: М. В. Есипова, О. В. Фраёнова, Ю. И. Неклюдов]. – М.: Дека-ВС, 2008. – 786 с.