16.09.2024
эстонцы; латыши; литовцы; шведы; финны
Альбом из цикла «Культура народов Балтики» продолжает тему традиционных ремесел и художественных промыслов, одним из которых испокон веков была обработка дерева. Основная задача публикации – рассказать, как изделия ложкарного промысла во второй половине ХХ века превратились в произведения декоративно-прикладного искусства, атрибуты современной свадебной обрядности и памятные подарки.
Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики
В альбоме представлены типичные, редкие и уникальные образцы столовой и кухонной утвари из фондов Российского этнографического музея, изготовленные прибалтийскими крестьянами в конце XIX века, а также работы их приемников – ложкарей и мастеров художественной резьбы по дереву второй половины ХХ века.
Первым «столовым прибором», как известно, у человека была его рука, вероятно, поэтому ложка для еды была создана по образу и подобию руки человеческой. Черпак (черпало, хлебало, лопасть) напоминает согнутую лодочкой ладонь, а черенок (держало, рукоять, ручка) – предплечье. Первые глиняные ложки, судя по археологическим памятникам, появились еще в глубокой древности – в эпоху неолита (III тыс. до н.э.), но родиной деревянной ложки считается Северо-Восточная Европа, поскольку людям, проживавшим в суровых природно-климатических условиях, была необходима горячая жидкая пища. Вместе с ложкой появился и новый вид ремесла – ложкарный промысел и мастера – ложкари. На протяжении многих сотен лет деревянная ложка была главным и единственным инструментом столового прибора в крестьянской среде. Лишь во второй половине ХХ века она постепенно вышла из обихода, но не исчезла из нашей жизни, а, благодаря умельцам-ложкарям, стала предметом убранства кухонного интерьера, этническим маркером, свадебным атрибутом, произведением декоративно-прикладного искусства.
Большинство предметов народного искусства, прежде чем попасть в собрание Российского этнографического музея прошли строгий отбор художников и искусствоведов на уровне национальных республик. Например, в начале 1970-х годов от Министерства культуры Литовской ССР в музей были переданы ложки работы Феликсаса Варгонаса (1912–1992), которого и сейчас в Литве почитают как непревзойденного «короля ложек» и «резчика-ювелира». В 1970-х годах художественное ложкарное ремесло приобрело большую популярность не только в Литве, но также в Эстонии и Латвии. Основной причиной, обусловившей обращение мастеров-резчиков к изготовлению предметов сервировки стола, стало вхождение их в число празднично-обрядовых атрибутов – памятных свадебных подарков молодоженам. Одновременно расширился и ассортимент подобных подарков: наряду с ложками появились деревянные вилки, шумовки, поварешки. В последней четверти ХХ века украшенные художественной резьбой предметы столовой утвари стали одними из наиболее востребованных сувениров среди туристов. Народные мастера Прибалтики активно «противостояли» опасности угасания древнего ремесла ложкарей, и наблюдая за своими русскими «коллегами», пришли к выводу, что спасение ложки – в повышение её художественно-эстетической выразительности. Особенно преуспели в этом литовские резчики по дереву, им удалось создать национальный тип декоративной празднично-обрядовой ложки, используя традиции народной орнаментики, в сочетании с различными техниками резьбы. Вскоре их изделия стали украшениями многих выставок, в том числе, за пределами Литвы. В альбом включены предметы декоративной столовой и кухонной утвари – экспонаты РЭМ, приобретенные музеем с двух выставок: «Узоры литовского края» (1978) и «Народное искусство Литвы» (1980).
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.