13.09.2024
белорусы; украинцы
В онлайн-альбоме представлена восточнославянская коллекция поясов в технике «sprang» (спрэнг), изготовленных в конце XIX – начале XX века.
Автор: Лысенко Олег Викторович, научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы, кандидат исторических наук Хранитель коллекции: Баранова Валерия Александровна, научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Фотограф: Анна Любимова, фотограф отдела фотографии
Особенностью техники sprang (спрэнг) является то, что при создании полотна не используется уток, и полотно полностью формируется из нитей основы, чем и обусловлена его большая эластичность. Основа натягивается между двумя закрепленными перекладинами. В собрании музея предметы, изготовленные в этой архаичной технологии, содержится в коллекциях текстиля Белоруссии и Украины, где они представлен двумя видами объектов: пояса (77 ед. хр.) и головные уборы – чепцы (20 ед. хр.).
Исследования архаичных технологий текстиля в восточнославянской традиции показали, что именно в этом этнокультурном ареале спрэнг воспроизводился как живая текстильная традиция относительно поздно, вплоть до начала XX века. Об устойчивом бытовании спрэнга свидетельствуют и аутентичное название «плетение на стене», широко распространенное на территориях Белоруссии и Украины, а также локальные названия, например, «плетение на топоре, плетение на ноге» и другие. По определению Питера Коллингвуда, заново открывшему эту технологию в XX веке, слово «спрэнг» (sprang), происходит из старошведского и означает «упругий», «растяжимый». Полностью перешедшее в английский язык, обозначает материю, сплетенную из натянутых на раму нитей. В нашей многолетней совместной работе с дизайнерами и мастерами ручного ткачества по изучению архаичных форм текстиля, экспериментах современного искусства и народных практик спрэнг занимает важное место. В базовой исследовательской концепции, спрэнг – это искомый узловой момент, который помогает понять переход от архаичных техник свивания и плетения к более сложным видам текстильных технологий. Мы вполне разделяем точку зрения известного IT-программиста и «барабанщик из Чикаго» Марка Вайзера, что в нашем современном мире тотальной компьютеризации «самые трудные для понимания технологии — исчезающие. Они вплетаются в ткань повседневности и становятся неотличимы от нее». Это в полной мере можно отнести и традиционным технологиям текстиля. В аннотациях к каждому объекту, размещенному в каталожной части альбома, дается текст из музейных описей на момент их поступления в собрание музея.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.