11.09.2024
русские; ижоры; карелы; эстонцы; латыши; финны; литовцы; шведы; чуваши; марийцы; коми-пермяки; мордва; ижемцы; удмурты; украинцы; сербы; татары крымские; греки; норвежцы; цыгане европейские; словаки; поляки
Основная задача выставки – представить единство в создании образа Солнца в предметном мире, его мировоззренческой значимости у народов Восточной Европы. Опору составляют коллекции XIX – начала XX в. по русской, украинской культуре, а также народов Поволжья и Приуралья, Северо-Запада России; привлечены коллекции по крымским татарам, южным и западным славянам, финнам и литовцам.
Авторы каталога: Островский А,Б., научный сотрудник отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук, руководитель проекта; Баранова О.Г., научный сотрудник отдела этнографии русского народа; Глазкова О.Н., научный сотрудник отдела этнографии русского народа; Дьякова Е.В., научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Кашпар Н.В., научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья; Королькова Л.В., заведующая отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук; Мадлевская Е.Л., научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук; Сластникова Л.А., научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Христенко А.В., научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Чувьюров А.А. научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук
В предметах, представленных в альбоме показано присутствие солярной символики в различных структурных компонентах традиционной культуры – в декоре экстерьера жилища и его убранства, в орнаментике утвари различного назначения, в композиции церковной и праздничной атрибутики. Прослежено разнообразие знаков, обозначающих Солнце в традиционной культуре: круг с отходящими лучами, концентрические круги, крест в круге, свастические элементы, ромбы с продленными сторонами и др. Сделана попытка раскрыть смыслы, придаваемые народной традицией, подобным знакам Солнца: идея света и энергии движения, созидания; символика начала жизни и ее полноты, целостного мироздания; оберег хранимых вещей и домашней повседневности.
Наружные украшения домов маскировали все основные архитектурные линии постройки: фронтон крыши, верхние венцы сруба и торцы бревен. В домовой резьбе Русского Севера, Среднего и Верхнего Поволжья, Сибири солярная розетка или полурозетка являлись необходимым элементом орнаментации, зачастую средоточием всех остальных. Солярные знаки – ромбы, многообразные розетки (с прямыми или вихревыми лучами, с вписанными крестом или орнитоморфным изображением), а также образы коня и петуха, соотносящиеся в народных представлениях с солнцем и светом, крестьяне нередко использовали для украшения самых разных деревянных и глиняных предметов интерьера. Их можно встретить на встроенной мебели типа опечья или голбца, шкафах, сундуках и ларцах, столах; на осветительных приборах (подсвечниках) и приспособлениях для гигиены (рукомойниках). Изобилует этими изображениями и праздничная утварь для подачи еды и напитков на стол – ковши, скобкари, блюда, солонки, поставцы.
В традиционной культуре финно-угорских и балтских народов солярная символика вплоть до начала XX в. имела широкое распространение. Она использовалась для украшения жилища, мебели, утвари из дерева, глины и кости, орудий прядения и ткачества, костюмов, а также для убранства интерьера. Солярные знаки служили не только декором, но и выполняли защитную функцию. Кресты, свастики, квадраты, ромбы, треугольники означали благопожелание. Композиция декора, включавшая сочетания разнообразных вариантов солнечных символов, была характерна для прялок и лопастей к самопрялкам XVIII – середины XIX в., бытовавших у литовцев и финнов. У води, ижоры, вепсов и карел косыми крестами, ромбами, кругами украшали праздничную и обрядовую утварь из дерева: свадебные подносы, подсвечники и крюки для полотенец, столовые солонки. У балтов и финнов солярные знаки возникали при изготовлении тканей и изделий из текстиля, в том числе полотенец. У ижоры, карел, финнов и сету ромбами, косыми крестами и свастиками украшались женские рубахи и головные уборы; у ижоры – также старинная женская поясная одежда; у латышей, эстонцев, сету – варежки и перчатки.
Солярная символика (круговые розетки с отходящими лучами, ромбы, вихревая свастика, фигурки коней) широко представлена в сельской архитектуре чувашей и марийцев: ими украшались ворота, наличники, а также различные конструктивные детали дома. У марийцев круговые розетки («солнечная розетка») в самых различных вариантах составляли основу резного рисунка наличников, встречались они и в орнаменте деревянных амбарных замков. Различные орнаментальные мотивы, содержащие солярную символику, встречаются на предметах повседневного быта (прялках, свадебных сундуках, ткацких станах, солонках), а также в вышивке народов. Круговые розетки можно увидеть в орнаменте мордовских свадебных сундуков «парь» (долбленых кадушках с крышкой), а также на донцах прялок и в выполненных тиснением рисунках на берестяных туесах, служивших для переноски и хранения пищевых припасов и жидкостей. Различные фигуры солярной символики (ромбы, розетки) представлены в вышивке финно-угорских и тюркоязычных народов Поволжья: на женских обрядовых рубахах, полотенцах, платках, нагрудниках, поясных подвесках.
В орнаментике украинцев солярные знаки вплоть до начала XX века повсеместно встречались в народной архитектуре, одежде, декоре бытовых предметов. Обережная и благопожелательная семантика изображения солнечного диска определяла его присутствие в художественном оформлении особо значимых деталей жилища, например: на потолочной балке «сволоке», а также в оформлении сакральных локусов хаты – красного и печного углов. В Полтавской губернии функцию оберега зачастую выполняла шестилепестковая розетка в круге – один из наиболее распространенных мотивов резьбы по дереву, который нередко переносился посредством досок-штампов на терракотовые печные изразцы и выпекавшиеся к праздникам пряники. Вихревые розетки, плотным фризом размещённые по периметру стенок подвесной резной колыбели, должны были обеспечить защиту и благополучный рост дитяти, а будучи основным мотивом резьбы донцах гребней и прялок – справную работу сельской рукодельницы. Изготавливавшиеся гуцульскими мастерами под приданое сундуки «скрыни» бережно передавались из поколения в поколения как символы отчего дома. Их обильно украшали резьбой, среди центральных мотивов которой были различные варианты солярной символики в виде розеток и концентрических кругов – «сонiчко», «кочело», «ружа» либо «шашкiрня» – последнее по местному названию столярного циркуля, служившего резчикам для разметки мотивов. Эти узоры выполнялись скрынарями для того, «чтобы молодым в жизни было солнечно и тепло».
Согласно археологическим свидетельствам, уже с VII в. до н.э. и вплоть до XVIII в., времени вхождения Крыма в состав России, население его было полиэтничным; преобладали по численности православные греки и крымские татары, исповедовавшие ислам. В 1778–1780 годах почти все греки (около 20 тыс. человек) были переселены российским правительством из Крыма на побережье Азовского моря; здесь греки основали город Мариуполь и 19 селений в его округе, откуда и возникло название этой группы греков – «мариупольские». Проживание на одной территории в течение многих веков греков и крымских татар привело к взаимовлиянию их культур, что проявилось, в частности, в схожих орнаментах вышивок и узорнотканых изделий. Архаичные символы – солярные знаки, выполнявшие благопожелательную и охранительную функции, присутствовали на бытовых и ритуальных предметах этих народов и в начале ХХ в. У мариупольских греков и крымских татар на узорнотканых полотенцах, служивших для украшения стен, присутствовали изображения 4-, 6-, 8- и 12-лучевых и вихревых розеток, свастикообразных фигур и концентрических кругов. На полотенцах, украшавших стены жилых комнат мариупольских греков, изображались птицы и кони; на вышивках их ритуальных свадебных платков и на полотенцах, использовавшихся при обряде обрезания у крымских татар, можно увидеть стилизованные изображения птиц. В одежде, особенно женской, также имеется охранный солярный символ –6-лучевая звезда; обычно её вышивали на девичьих головных уборах «фесах». В каждом крымско-татарском доме было несколько подносов «сини» разных диаметров. Помещенные на низкие деревянные подставки, они служили столиками; украшающий их чеканный орнамент представлял, как правило, сочетание медальонов с имитацией надписи арабской вязью, растительных мотивов и солярной символики. Большие, до полутора метров в диаметре подносы использовались во время свадеб и других торжеств, а небольшие, диаметром 50–70 сантиметров, служили столиками для кофе, фруктов и сластей при приеме нескольких гостей.
Среди предметов быта и орудий труда особое место занимают те, которые использовались в процессе изготовления ткани и одежды на всем его протяжении. Принадлежности для прядения нитей, ткачества и шитья обильно украшались солярной символикой. Прялка – древнейшее орудие для изготовления нитей. Все работы с пряжей считались сакральными, требующими определенных правил их проведения. Сами же прялки, щедро украшенные резными и расписными солнечными знаками, превращались в произведения искусства. Центр лопасти часто оформлялся в виде круга – лучевой, вихревой, лепестковой розетки, окружённой более мелкими, в обрамлении квадратов, треугольников, ромбов. Иногда розетки выполнялись в технике сквозной ажурной резьбы, или свободное поле лопасти покрывалось крестами в круге. Мелкие лепестковые розетки помещались на городках и сережках прялок. Детали ткацкого стана также украшала символическая резьба. Больше всего внимания уделялось декору набилки– качающейся части ткацкого стана, представляющей собой раму из двух горизонтальных пластин – грядок с продольными желобками для вкладывания берда. С помощью набилки ткачиха прибивала каждую нить, пропущенную челноком. На набилках так же, как и на прялках, нередко можно увидеть изображения коней; концам набилок придавалась форма скульптурно обработанных конских голов, либо верхняя часть резалась в виде фигур двух коней. Конские головы выступали как обереги, охранительные знаки ткущей женщины. Для удобства и быстроты при шитье одежды использовалась швейка – деревянный столбик, вставленный в длинное донце, который иногда помещался на коробочку, где хранились швейные принадлежности. На донце садилась швея, к подушечке, помещенной на столбик, крепилась ткань, что давало возможность натянуть ее во время шитья. Швейки старались делать нарядными, в резьбе и росписи на ножке и донце преобладали розетки и кресты, а верхнюю часть столбика венчала фигурка коня или птицы.
Резьба на вальках для выколачивания белья при стирке была разнообразна по сюжетам и технике исполнения. Наибольшей декоративностью отличались вальки, служившие подарком парня девушке. На них встречаются изображения птицы, рыбы, нередко – инициалы владелицы и дата изготовления. Резьба выполнялась в техниках от плоской контурной до объемной скульптурной в виде стилизованных фигурок коней, которые в индоевропейской и в славянской традициях имели тесную связь с культом солнца. На некоторых вальках верхняя часть рукояти дополнена кругом с солнечной розеткой. Отделывались резьбой и рубели, которыми катали (гладили) белье. На одной стороне пластины нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая сторона украшалась затейливой резьбой. Основным орудием для трепания льна и выколачивания кострики служило трепало – дубовая, березовая или кленовая дощечка в виде лопатки, мечика или ножа с небольшой рукояткой. Трепала нередко преподносили в подарок, и потому их богато украшали трехгранно-выемчатой и прорезной резьбой, а также росписью. Среди геометрических узоров нередки солярные знаки – кресты и розетки. Гужевой транспорт составлял основу русской транспортной системы. Дуга – один из элементов русской оглобельно-дуговой конской упряжи. Чаще всего дугу использовали для запрягания лошади в сани или в колесную повозку. Зачастую эту часть упряжи украшали художественной росписью или резьбой для отпугивания злых духов, снискания удачи в дороге. Солярные знаки символизируют богатство, радость и благополучную судьбу.
Розетки, простые и сложные ромбы (вписанные друг в друга, с продленными сторонами и крюками, со ступенчатыми сторонами), многообразные свастические мотивы – все эти фигуры встречаются на вещах, имеющих отношение к родинной, свадебной и погребальной обрядностям. Так, например у русских южных губерний эти фигуры входили в декор крестинных, а впоследствии праздничных пеленок (преимущественно ромбовидные мотивы) и траурных головных полотенец. В северно- и южнорусской традициях солярными образами украшали широко бытовавшие свадебные ширинки и подзоры. В Вологодской губернии «подножную» ширинку клали под ноги молодой паре во время обряда венчания; «пода́вальной» ширинкой (самой красочной) одаривали жениха, и он носил ее за поясом. У русских, украинцев, белорусов и других народов солярные знаки входили в декор праздничных скатертей, а также полотенец-«набожников» – непременных деталей украшения переднего угла с иконами. У многих народов розетки, ромбы и свастические мотивы использовались в декоре предметов праздничного костюма: женских и мужских рубах, передников и поясной одежды (юбок, понев), изредка – сарафанов, головных уборов (сорок, кокошников) и платков. В народном сознании знаки солнца на обрядовых предметах и праздничной одежде соотносились с идеей движения и, следовательно, жизни, а также с понятиями защиты и благополучия.
Солярная символика (круговые розетки с отходящими лучами, ромбы, вихревая свастика, фигурки коней) широко представлена у русских и народов Поволжья в декоративной резьбе предметов деревянной утвари: на ручках обрядовых чувашских, марийских и мордовских ковшей, а также на русских ковшах «скобкарях». Значительное влияние на это ремесло народов Поволжья оказали русские мастера-отходники с Верхней Волги, которые занимались строительством различных типов речных судов и жилищ. Вместе с тем орнаментальные мотивы утвари у народов Поволжья имеют глубокие корни. Солярные символы – лучевые розетки и ромбы встречались в данном регионе на утвари из глины еще в эпоху железного века (IX–III вв. до н.э.). Обрядовые ковши чувашей и марийцев имели схожую форму: тулово обычно было полусферическим, с плоским донышком; отличались они лишь орнаментацией ручек. Их вырезали из корня дерева или капа. Распространенными элементами декора были мотивы розеточного и ромбического характера, которые у народов Поволжья выступали в качестве солярных символов. Навершие высоких многоярусных ручек ковшей зачастую украшалось фигуркой коня со штриховыми насечками, стоявшей на сквозном круге или ромбе. Солярная символика в виде розеток часто встречалась и в орнаменте русских деревянных ковшей скобкарей (ковши ладьевидной формы с двумя ручками-скобками). Ручки скобкарей вырезались в виде головы коня, однако иногда одна из них – в виде хвоста.
Изображение солнечного светила, солярные знаки на предметах церковного назначения воплощают две метафоры. Первая из них восходит к раннехристианским толкованиям на библейские тексты; Христос назван «Солнцем правды», «Солнцем незаходящим». Вторая метафора также восходит к библейскому тексту – Откровению Иоанна Богослова (Откр. 21: 23), в котором говорится о небесном Иерусалиме, источающем божественный свет, идущий от Агнца. Изображение солнца иногда можно было увидеть в декоре облачения православного священнослужителя. Солнечный круг – символ света от распространяющегося по миру христианского учения – нередко представлен в композиции крестов русских православных мирян: средокрестие очерчено кругом и/или из него исходят лучи. В композиции некоторых восточноукраинских крестов XIX в. само средокрестие уподоблено солнцу, а концы креста имеют трапециевидную форму. Византийский мотив, сохранившийся в украинском крестечном деле к XIX веку – трапециевидное расширение концов – также символизирует свет, исходящий от Креста Христова. На Русском Севере и в Центральной России в XVIII–XIX вв. старообрядцы устанавливали резные иконы с сюжетом «Голгофский Крест» на намогильных крестах, а иногда в часовне при погосте. Круг, обрамляющий на такой иконе Крест Христов, означает свечение, исходящее от Солнца правды, а для души усопшего праведника – ее отправление в Царство Небесное.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.