27.09.2024
русские; карелы; шведы балтийские; эстонцы; латыши; чуваши; эвены; якуты; орочи; ульчи; нивхи; буряты; калмыки; сваны; грузины; карталинцы; агулы; караимы; татары крымские; каракалпаки; казахи; туркмены; белорусы; украинцы; молдаване; поляки
Выставка «”По возрасту”: коды традиции в костюме» является продолжением проектов Российского этнографического музея, посвященных теме «Антропология вещи». В альбоме представлены уникальные экспонаты, демонстрирующие трансформацию элементов одежды, связанных с возрастными и статусными изменениями в жизни человека.
Калашникова Н.М. – куратор проекта, зав. отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Малевская Е.Л. – ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа; Засецкая М.Л. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Мишуринская О.В. – научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья; Сластникова Л.А – научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Газданова А.В. – научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Попова Л.Ф. – зав. отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Кубель Е.Л. – научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Федорова М.В. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Карапетова И.А. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Баранова В.А. – научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Смурова К.Р. – научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.
На примерах традиционных костюмных комплексов и отдельных предметов одежды народов Евразии XIX–XX веков на выставке представлены такие возрастные категории, как детство, отрочество, молодость, зрелость и старость.
При этом если возрастные особенности проявлялись в изменении некоторых конструктивных элементов одежды, то статусные признаки всегда выражались в использовании более дорогих материалов, изысканности аксессуаров и выборе благородных металлов в украшениях – одного из важнейших маркеров пола, возраста, социального и имущественного статуса. Степень их использования возрастала с приближением к границе брачного возраста, достигала максимума в период наивысшей фертильности в группе молодежи и среди молодых супружеских пар и уменьшалась к старости.
Социовозрастная регламентация отчетливо проявлялась в костюмах восточных славян (русских, белорусов и украинцев), народов Северо-Запада России, Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Кавказа и Крыма, в то время как у жителей таежной и тундровой зон Сибири возрастные различия в одежде были незначительны.
С момента рождения и до наступления подросткового возраста дети обоих полов носили плечевую одежду простого свободного покроя (рубашонку или платье), зачастую перешитую из вещей взрослых. У многих народов отличительной чертой одежды детей и стариков было использование старых, однотонных тканей, отсутствие специально созданного декора.
В одежде отроков (мальчиков и девочек) все отчетливее проявлялись характерные этнолокальные черты. Так, мальчики и девочки на Кавказе с 5-7 лет носили одежду, как у взрослых мужчин и молодых женщин. В этом же возрасте девочки высших сословий некоторых народов Северного Кавказа надевали корсет и носили его до замужества. В Поволжье одежда девочек также не отличалась от взрослой, однако к ней полагалось минимальное количество украшений, в то время как на одежду детей младшего возраста нашивали многочисленные обереги – раковины каури и др. Обилие самых разных амулетов – от лоскутного шитья до нашивных деталей ювелирной работы – было главной особенностью детской одежды у народов Средней Азии.
В ряде традиций следующий этап в жизни девочки после младенчества знаменовало прокалывание ушей, а наступление отрочества отмечалось обретением скромных украшений, в том числе самодельных или вышедших из употребления у матери или бабушки.
По мере взросления одежда девушек и молодых людей становилась более яркой, орнаментированной, достигая своего максимума к брачному возрасту. Их костюмы значительно отличались от детских, являясь своеобразным переходом к свадебным, а затем – к одежде зрелого возраста.
Свадьба была одним из самых важных моментов в жизни, знаменуя переход в новую социовозрастную группу. Женщина во время свадьбы меняла причёску и девичий головной убор и в этом статусе оставалась до рождения первого ребенка, при этом в конструкции и элементах её одежды также происходили изменения. Так, например, в среднеазиатских женских рубахах горизонтальный разрез ворота менялся на вертикальный, что было связано с удобством кормления грудью. В костюмном комплексе замужней женщины острова Сааремаа появился передник, а у женщин народа сето – большая коническая фибула.
Осознание женщиной собственной уязвимости в период беременности, рождения и вскармливания ребёнка маркировалось наличием только у этой возрастной группы шейно-нагрудных, нагрудных и поясных украшений, а также отделкой, включающей обереги-символы из серебра, кораллов, сердоликов и других материалов.
Исключительно женскими считались нагрудники, закрывавшие грудь у финно-угорских народов, массивные серебряные фибулы сыльг сету, марийские и чувашские нагрудные украшения с застежкой и большой кожаной подвеской.
С рождением детей костюм женщины постепенно терял многоцветность, все меньше декора оставалось на нём. Использование украшений женщиной после 40 лет нередко осуждалось общественным мнением, считалось, что с этого возраста происходил переход в социовозрастную группу старух. Однако при этом даже в старости допускалось носить скромные серьги и символы личного благочестия (крестик, ладанку, образок) или нитку бус.
Костюм стариков отличался практически полным отсутствием орнамента и преобладанием темных цветовых сочетаний – синего, черного, белого. В русской традиции пожилые люди обычно не покупали новую одежду, а донашивали старую; в Поволжье продолжали носить бытовавшую во времена их молодости; для пожилых людей в Средней Азии традиция четко предписывала использование хлопчатобумажных тканей белого и синего цветов, а у прибалтийско-финских народов в качестве погребальных использовались такие архаические формы одеяний, как рубахи-долгорукавки или сарафаны с ложными рукавами.
В народной культуре русских существовала жесткая регламентация одежды как социовозрастной структуры общества. Особенности статуса (пол, возраст, значимость в жизни общины) обусловливали характеристики одежды.
Так, малые дети и старики, являвшиеся нетрудоспособными, обычно не имели права на ношение одежды из новой ткани и потому донашивали наряды взрослого поколения. Другой отличительной чертой детской и стариковской одежды было отсутствие специально созданного декора в одежде, кроме тех случаев, когда наряд ребенку перешивали из уже декорированного предмета (полотенца, рубахи и т.п.). Своей верхней одежды и обуви дети и подростки не имели: либо она была в семье одна для всех детей, либо по мере необходимости дети надевали одежду взрослых.
Костюм девушек и парней, достигших брачного возраста, отличался от одежды предыдущих возрастных групп. В него входило и значительно бóльшее количество деталей, и шилась одежда преимущественно из нового материала, а для праздничного костюма покупали дорогие фабричные ткани. Одежда молодежи являлась наиболее яркой среди всех возрастных страт, их костюм дополнялся большим числом украшений.
В отличие от костюмов парней и девушек, одежда взрослых тяготела к традиционным тканям, деталям и покроям. С возрастом цветовая гамма в костюме становилась более сдержанной, декор занимал все меньше места, постепенно уменьшалось и количество украшений.
Одежда стариков была белого или темного цвета и в основном без декоративных элементов. Кроме того, из костюма практически полностью исчезали какие-либо украшения. Головные уборы и обувь были мягкими: валяные шапки у стариков, шапочки типа чепца и платки, максимально закрывающие лоб и шею – у старух; на ногах валенки.
Формирование праздничных и повседневных комплексов традиционной одежды у прибалтийско-финских и балтских народов было обусловлено природно-климатическими условиями, историко-культурным ландшафтом, кросс-культурными связями, а также религиозным мировоззрением.
Базовыми принципами характеристики костюмов были пол и возраст. В регионе отчетливо выделяются четыре возрастные категории: детство и отрочество, зрелость (фертильный возраст) и старость.
В одежде детей с 4-6 месяцев до 4-5 лет, половая принадлежность не фиксировалась отчетливо. Мальчики и девочки носили плечевую одежду простого свободного покроя (рубашонку или платье). С учетом климата Баренц-Балтийского региона летнюю одежду для малышей шили из мягких, но теплых (шерсть, сукно) тканей, обязательными дополнениями были головные уборы (чепцы, капора), вязаные чулки, рукавички
В одежде отроков (мальчиков и девочек) отчетливо фиксировалась половая принадлежность, а по мере приближения к фертильному возрасту (подгруппе – юношей – женихов и невест) все отчетливее проявляются характерные черты этно-локальных комплексов. Подростки носили одежды перешитые «с чужого плеча», так и костюмы, копирующие взрослую одежду.
Самая большая группа включала людей фертильного (репродуктивного возраста), для которых характерны празднично-обрядовые комплексы одежды, содержащие помимо половозрастных особенностей, информацию об этнической – этнолокальной, сословной и социальной принадлежности.
Своеобразие комплексов одежды пожилых людей заключалось в архаизме их форм, поскольку по народной традиции одежду человеку готовили с юности на всю оставшуюся жизнь. Поэтому в дни церковных или семейных торжества пожилые люди надевали те же костюмы, которые они носили в молодые годы, обновы для стариков шить было не принято.
В костюме финно-угорских (марийцы, мордва, удмурты, бесермяне, коми) и тюркских (чуваши, татары, башкиры) народов Волго-Уральского региона в XIX – начале ХХ в. возрастные различия в одежде не были ярко выражены. Девичий и женский костюмы, как правило, различались головными уборами и комплексом украшений. Каждому головному убору соответствовали определенные типы причесок. Девушки-марийки носили одну косу; женщины волосы, туго скрученные в пучок. Смена прически и головного убора происходили во время свадебного обряда символизировавшего обретение девушкой статуса замужней женщины.
В некоторых районах расселения удмуртов и чувашей по-разному декорировали рубахи девушек и замужних женщин. Пожилые люди продолжали носить одежду, бытовавшую во времена их молодости. С возрастом количество украшений в женском костюме сокращалось. Детская одежда не отличалась от одежды взрослых, однако девочки носили минимальное количество украшений. На одежду маленьких детей могли нашивать различные обереги (раковины каури и др.).
Традиционная одежда народов Сибири: оленеводов тундры, таежных охотников, морских зверобоев, степных скотоводов имела ярко выраженную этническую специфику, обусловленную своеобразием хозяйственного уклада и природно-климатической средой. Одежда несла информацию о половой принадлежности человека и его статусе, однако у многих народов таежной и тундровой зоны возрастных различий в одежде не существовало. Исключение составлял костюм чукчей: пожилые мужчины носили кухлянку из белого меха оленя, а молодые – из пестрых или коричневых оленьих шкур.
У монголоязычных бурят и калмыков девичья и женская одежда имела существенные различия в составе, покрое и декоративном оформлении костюма. Обязательным элементом костюма женщины была безрукавка, которую надевали поверх отрезного по талии халата со вшитыми рукавами. Костюм взрослой девушки по своему покрою и орнаментике являлся переходным от детского к женскому. В нем сохраняются элементы детского халатати появляются черты, характерные для костюма замужней женщины: отрезной по талии или прямого покроя халат с присборенным подолом.
У калмыков различия в девичьем и женском костюме прослеживались не только в покрое плечевой одежды, но и в форме головных уборов.
Детская верхняя одежда у большинства сибирских народов обычно шилась по образцу одежды взрослых. Но были и исключения. Так, маленькие дети эвенов, эвенков, чукчей и коряков носили в качестве зимней верхней одежды комбинезон.
Основными элементами традиционного мужского костюма большинства народов Северного Кавказа и Дагестана были папаха, нательная рубаха или бешмет, верхняя распашная одежда – черкеска с наборным поясом, штаны, ноговицы и обувь. Мальчики, начиная с 5-7 лет, носили такую же одежду, что и взрослые мужчины. Костюм пожилого мужчины дополняла овчинная нагольная шуба, а у карачаевцев и балкарцев – штаны из овчины.
Женский костюм народов Северного Кавказа включал нательную рубаху, распашное платье, кафтанчик, нагрудник, нарукавники, пояс, а также штаны, обувь и головной убор. Девочки с 5-7 лет носили такую же одежду, что и молодые женщины. На Северном Кавказе девочки голову не покрывали, в Чечне, Ингушетии и Дагестане с 10-12 лет девочки начинали носить головной убор, плотно облегающий голову и закрывавший косы. В этом же возрасте у высших сословий ряда народов Северного Кавказа – кабардинцев, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев и осетин девочки надевали корсет, который носили до замужества. Достигнув брачного возраста, девушки начинали носить металлические пояса, бархатные шапочки и кафтанчики с металлическими украшениями на груди. После рождения первенца, женщина меняла шапочку на головной убор, состоящий из нескольких платков, повседневный костюм дополнялся передником. Только пожилые женщины носили простеганные на вате теплые одежды.
В традиционный женский костюм крымских татар входили: нательные рубаха и штаны, платье, обувь, шапочка, головное покрывало, различавшееся по материалу и декору у девушек и замужних женщин. Фесы – шапочки были наиболее распространенным головным убором крымских татарок, который девочки начинали носить уже с двух-трехлетнего возраста. У девушек и молодых женщин фесы обильно украшались филигранными пластинами, монетами, золотым шитьем, фесы девочек и пожилых женщин украшений не имели.
Мужской костюм крымских татар состоял из нательных рубахи и штанов, курток, головного убора, обуви, пояса. Куртки молодых парней и мужчин были более ярких расцветок в отличие от коричневых или черных у пожилых. Пояса также зависели от возраста владельца: молодежь предпочитала кожаные, наборные, пожилые подпоясывались матерчатыми. Одеждой мальчикам служили хлопчатобумажные рубаха и штаны, шапочки, в холодное время года – куртки.
В одежда караимок чаще встречались нагрудники и фесы, украшенные жемчугом. Мужской костюм караимов и крымчаков был уже «общеевропейским», но они продолжали носить барашковые шапки, как и крымские татары. Женщины крымчачки к началу ХХ в. тоже практически перешли на «городское» платье, традиционный крымчакский женский многосоставной головной убор продолжали носить только старухи.
Для белорусов и украинцев – социальный возраст человека имел более важное значение, чем возраст биологический. Границы детского и подросткового возраста, молодости, зрелости и старости были вариативны и подвижны, и переход из одной возрастной группы в другую в первую очередь был обусловлен изменением социального статуса, а также социально-экономическими условиями.
С момента рождения до семилетнего возраста различий в костюмах мальчиков и девочек не существовало. Дети обоих полов носили рубашечки. После достижения семи лет мальчики начинали носить штаны, а девочки украшения. Главным отличием детских костюмов была слабая степень орнаментированности в отличие от костюмов взрослых. С наступлением совершеннолетия молодая девушка начинала носить поясную одежду, например плахту в украинской традиции, поневу или андарак в белорусской.
По мере взросления одежда мужчин и женщин становилась более яркой, орнаментированной, достигая своего максимума к брачному возрасту. Молодые люди обоего пола носили много новой и яркой одежды. Свадьба являлась одним из самых важных моментов в жизни, знаменуя собой переход в новую социовозростную группу. С рождением детей костюм женщины начинал терять свою цветность, орнамента на одежде становилось все меньше, украшения также постепенно выходили из обихода.
По достижении 40–50-летнего возраста женщина переходила в социовозрастную группу старух, что было связано с ее неспособностью иметь детей. Мужчина достигал старости тогда, когда не мог дальше выполнять обязанности главы семейства. Костюм стариков отличался практически полным отсутствием орнамента в одежде, преобладанием в костюме синего, черного и белого цветов.
В женской одежде одного из романских народов – молдаван сформировались свои характерные особенности, отражающие социальный статус человека. На севере Бессарабии по способу ношения и цветовой гамме несшитой поясной одежды из шерсти можно было понять девушка она или замужняя женщина. В селах левобережного Поднестровья распространение получили сарафаны, которые носили как замужние женщины, так и девушки на выданье. Разница заключалась в количестве полос на подоле сарафана: замужние женщины нашивали две черных полосы бархата, а незамужние девушки – три. Для незамужних девушек было характерно обилие шейных и нагрудных украшений, в то время как украшения замужних женщин отличались большей скромностью.
О статусе женщины свидетельствовали и головные уборы: девушки ходили с непокрытой головой, надевая по праздникам венки, украшенные шелковыми лентами, или вышитые платки, а замужние женщины дополняли костюм полотенчатыми головными уборами, полностью закрывавшими волосы.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.