Вернуться
Альбомы

Башенная архитектура Северного Кавказа. Фотографии кон. XIX в. – сер. 1980-х гг.

Дата:

21.06.2024

Серия:
Историческая фотография
СССР в фотографии
Народ:

ингуши; карачаевцы; осетины; чеченцы

Аннотация:

В альбоме представлены фотографии конца XIX в. – середины 1980-х гг., сделанные сотрудниками и корреспондентами музея во время командировок на Северный Кавказ, а также фотографии, переданные и приобретенные от частных лиц и различных организаций.

Авторы:

Белогубцев Александр Владимирович, научный сотрудник отдела фотографии

Башенная архитектура Северного Кавказа является феноменом культурного наследия ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев и других народов. Башни в контексте Северного Кавказа – это укрепления, предназначенные для обеспечения оборонительных и жилых функций и символизирующие могущество, архитектурное мастерство и сплоченность горцев. В классификации башенных сооружений выделяют несколько типов башен: жилые-родовые, родовые-боевые и сторожевые, разнообразные сакральные башенные постройки и минареты. Жилые-родовые башни, исторически самый ранний тип башенных сооружений, совмещали в себе хозяйственные, жилые и оборонительные функции. Родовые-боевые башни были спроектированы для защиты от нападения, могли выдержать продолжительную осаду и часто возводились в стратегически важных местах, таких как горные перевалы и переправы через реки. Сторожевые башни преимущественно строились на возвышенностях, которые обеспечивали выгодные позиции для наблюдения за окружающей территорией и передачи сигналов тревоги.

Ингуши

В Ингушетии в процессе формирования родовых союзов появились крупные башенные села, такие как Эгикал и Эрзи. Эти архитектурные памятники запечатлели на своих экспедиционных фотографиях Е.Н. Студенецкая в 1939 году и В.А. Дмитриев в 1985 году. Башенные комплексы можно увидеть и на снимках фотографа ТАСС Г.И. Гера, сделанных в 1930-х годах. На кадрах также представлены башенообразные святилища-монументы – сиелинги и башенные склепы. В альбоме публикуются уникальные панорамные фотографии башенных комплексов в ингушских селах Вовнушки и Духаргишт, выполненные в 1897 году поручиком Бабковым.

Карачаевцы

В настоящее время в Карачаево-Черкесии сохранилось три сторожевые башни, одна из которых – Мамия-Кала. В альбом вошли фотографии Мамия-Кала начала XX века и 1969 года, переданные из фондов бывшего Центрального географического музея им. Шокальского и полученные в дар от Ставропольского государственного музея. Расположенная рядом с аулом Хузрук на горе Кала-Баша башня представляет собой трехэтажное фортификационное сооружение классического типа, который был распространен на территории современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Осетины

В Северной Осетии наряду с множеством разнообразных жилых и боевых башен находятся уникальные пещерные фортификационные сооружения – башни Дзивгисского комплекса в Куртатинском ущелье, запечатленные участниками экспедиции А.А. Миллера – А. А. Гречкиным и В. В. Сегеркранцом в 1926, 1927 и 1931 годах. В отдельных осетинских селениях встречаются погребальные комплексы, состоящие из разных типов башенных склепов и гробниц, что характерно только для Осетии. На экспедиционных фотографиях Г.А. Плужниковой, сделанных в 1970 году, запечатлены склепы с квадратными и прямоугольными основаниями, двухскатно-ступенчатыми и ступенчато-пирамидальными завершениями, расположенные в «Городе мертвых» близ селения Даргавс.

Чеченцы

За последние 200 лет памятники башенной архитектуры Чечни пострадали больше всего: сначала в ходе Кавказской войны 1817–1864 годов, когда камни разрушенных башен использовались для строительства русских крепостей, затем во время переселения чеченцев в 1944 году и вооруженного конфликта 1990-х годов. В связи с этим особенно интересным является фотоснимок Ушкалойских башен, сделанный корреспондентом ЭО – студентом-геологом Киевского университета С.А. Гатуевым в 1907 году. На фотографии – одна целая боевая башня и основание второй, встроенные в нишу скалы Селим-Лам. Ушкалойские башни, расположенные в Аргунском ущелье по дороге из Шаты в Итум-Кале служили для взимания пошлины и предупреждения о приближении врага.