28.03.2024
финны
В альбоме представлены предметы из коллекций У.Т. Сирелиуса, собранные им в семи исторических провинциях Финляндии и относящиеся к концу XVIII – XIX вв.
Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики. Научный консультант: О.М. Фишман, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики, доктор исторических наук.
Коллекция Российского этнографического музея (РЭМ) по этнографии финского народа, собранная финскими и российскими специалистами в период 1910–1940 годов, имеет неоспоримую историческую, источниковедческую и художественную ценность. Это более 1000 экспонатов, равных которым нет в других российских музеях (МАЭ РАН, Национальном музее Республики Карелии и др.). Одним из стоявших у истоков формирования коллекции был известный финский антрополог, профессор Хельсинкского университета Ууно Таави Сирелиус. Главным инициатором создания в музее коллекции по финской этнографии был заведующий Этнографическим отделом Русского музея (ЭО) Н.М. Могилянский, который обратился к финским коллегам с просьбой оказать в этом вопросе содействие. В 1910 году, получив субсидирование, У.Т. Сирелиус при помощи студентов организовал планомерную собирательскую работу и приобрел для петербургского музея более 400 этнографических экспонатов из семи исторических провинций Финляндии: Аланд (фин. Aland), ), Остроботния (фин. Ostrobothnia), Варсинайс-Суоми (фин. Varsinais-Suomi), Сатакунта (фин. Satakunta), Уусима (фин. Uusimaa), Хяме (фин. Häme) и Саво (фин. Savo). Собранные им вещи в основном относятся к XIX веку, но есть и более ранние экспонаты, датируемые концом XVIII века (домашняя утварь, ковры, лопасти прялок).
Будучи прекрасным знатоком финской народной культуры, ученый сосредоточил внимание на наиболее ярких и выразительных чертах различных этнолокальных групп: суоми (варсина или суоми – в шведских источниках, сумь — в древнерусских летописях; впоследствии этот этноним стал общефинским и лег в основу названия страны), западных финнов (емь – в древнерусских, хяме или тавасты – в шведских источниках) и восточных финнов (саволаксы и карьяла, или корела). Экспонаты, представленные в альбоме, демонстрируют самобытность финской культуры, но в то же время позволяют увидеть её региональные особенности, связанные с влиянием соседних славянских, балтских и германских народов, обусловленным многовековыми торговыми, трудовыми и повседневными контактами. Некоторые вещи, судя по их названию и месту бытования, указанным в сопроводительных документах профессора, принадлежали финляндским шведам (швед. – finlandssvenskar), традиционным регионом проживания которых было южное и юго-восточное побережье страны, центральная часть западного побережья (Остроботния), архипелаг Турку и Аландские острова.
Научную значимость коллекции придают хранящиеся в архиве Российского этнографического музея рукописные списки собранных У.Т. Сирелиусом памятников финской культуры. Они составлены на русском языке с указанием местных названий, снабжены важными сведениями об обрядовом и ритуальном назначении предметов. Отметим, что приведенная терминология может быть интересна и для лингвистов, занимающихся изучением старых диалектов финского языка.
Коллекцию У.Т. Сирелиуса можно разделить на две части первая содержит традиционные предметы быта и хозяйственной деятельности, вторую группу составляют компоненты костюма и текстиль. Чтобы не препятствовать целостному восприятия памятников, в данном альбоме публикуется первая часть собрания, хранящаяся в так называемом жёстком фонде музея. Структура альбома в целом повторяет классические основы каталогизации предметов быта. Экспонаты, относящиеся к темам «Земледелие», «Животноводство», «Рыболовство», «Охота», «Ремёсла и промыслы», «Жилище», «Средства передвижения», «Народные знания», собраны в разделе «Хозяйственная деятельность и повседневный быт». В связи с тем что большое количество домашней утвари и приспособлений для прядения и ткачества являются уникальными, автором принято решение выделить их в самостоятельные разделы: «Кухонная и хозяйственная утварь» и «Домашние ремесла – прядение и ткачество». К тому же многие из этих вещей связаны с празднично-обрядовой культурой и декоративно-прикладным народным искусством XVIII–XIX веков. Внутри этих разделов так же сохранены принципы этнографической каталогизации.
В 1989 году сотрудниками отдела этнографии Северо-Запада и Поволжья была подготовлена выставка «Коллекции У.Т. Сирелиуса в ГМЭ народов СССР», которая демонстрировалась в Университете города Турку. Это была первая презентация финских коллекций, собранных учёным, проходившая на территории Финляндии.
Финляндия XIX века была аграрной страной, 90 % населения которой существовало за счет сельского хозяйства и связанных с ним занятий. Идеальным считалось фермерское хозяйство, самостоятельно обеспечивающее себя всем необходимым. В зависимости от основных занятий страну можно условно разделить на три части: Юго-Западную Финляндию, где доминировало пахотное земледелие, Восточную – ареал подсечно-огневого земледелия – и Южную Карелию, где основным занятием было животноводство. Земледелие основывалось на выращивании зерновых, среди которых предпочтение издавна отдавалось ржи и ячменю. С середины XIX века широкое распространение получил овес. Лён и конопля были основными культурами, из которых изготавливали ткань.
Скотоводство представляло неотъемлемую часть сельского хозяйства. В пахотных районах Юго-Западной Финляндии основной задачей этой отрасли сельского хозяйства было производство навоза для полей и обеспечение ферм тягловой силой. Во второй половине XIX века в Финляндии, особенно в её восточных регионах, получило развитие молочное животноводство, чему способствовал начавшийся экспорт сливочного масла в Россию. Аландские острова издавна славились своими овцами, а изделия из их шерсти находили спрос во всём Балтийском регионе.
В XIX веке большое экономическое значение приобрело прибрежное, озёрное и речное рыболовство. В основном ловили балтийскую сельдь, камбалу, ряпушку, лосося и щуку. Самыми архаичными из активных способов лова оставались: лов с помощью блесны и крючков, ночное лучение камбалы острогой и зимний лов в проруби на островах (на угря к этому времени стали ставить перемёты). Кроме того, использовали такой древний способ пассивного лова, как перегораживание реки с помощью мощных бревенчатых заколов и установкой в них плетенных из веток и корней массивных ловушек — вершей и морд.
До конца XIX века промысловая охота оставалась важным источником дохода населения северного региона страны. Промышляли главным образом рябчиков, тетеревов, глухарей, белок, зайцев, куниц, лисиц, выдр, волков, медведей, лосей. Охота носила сезонный характер: весной охотились на водоплавающую птицу, осенью – на боровую дичь, зимой – на пушного зверя и копытных.
Основной единицей расселения в стране был один или несколько отдельно стоящих хуторов. Помимо жилого дома на ферме размещались хозяйственные постройки: клети для хранения зерна, одежды и тканей, хлев, конюшня, риги с гумном, баня, сараи. Жилые дома нередко обшивали тесом и красили в темно-красный цвет. На юго-западе страны пахотная система земледелия вносила свои коррективы – здесь были распространены деревни с одним, реже двумя рядами домов.
Существенную роль в крестьянском быте играли домашние ремесла. Каждый хозяин умел сам изготовить все необходимое – от орудий труда до домашней утвари. Кроме того, крестьяне в Финляндии постоянно были заинтересованы в дополнительных средствах дохода, и надомное производство мебели, домашней утвари, тканей и т.д. было хорошим подспорьем к заработку. Каждый ремесленник использовал свое сырье и имел свой собственный тщательно подобранный набор инструментов. Инструменты передавались по наследству, изготовлялись собственноручно или покупались. Самым древним специализированным мужским ремеслом являлось кузнечество. Именно кузнецы обеспечивали инструментами других ремесленников, изготовляли сельскохозяйственные орудия и предметы быта, подковывали лошадей. Важнейшими мужскими занятиями были деревообработка и кожевенное дело.
Одним из традиционных мужских ремёсел в Финляндии была деревообработка. Мужчины хорошо знали свойства различных пород древесины, когда и где ее заготавливать, как хранить. С незапамятных времен для работ использовали сосну, ель, можжевельник, берёзу, осину.
Наиболее распространенным видом деревообрабатывающего промысла являлось изготовление домашней утвари: долбленых ковшей, кадок, мисок, тарелок; все они отличаются оригинальностью форм и чувством меры в декоре. Распространённым поделочным материалом была береста. Из неё изготавливали различного назначения сосуды, емкости для хранения кофе и табака, солонки, сосуды, корзины, дорожные кошели и лапти. В регионе Остроботния для изготовления плетёной утвари использовали ивовые прутья или еловый корень.
На юго-западе Финляндии в XIX веке сложился субрегион Vakka Finland, получивший название благодаря распространённому здесь изготовлению на экспорт коробок из гнутого дерева – vakka. Эти небольшие по размеру круглые или овальные короба, как правило, использовали для хранения и переноски праздничных головных уборов, платков и предметов домашнего обихода. Их окрашивали в яркие цвета и украшали резьбой или покрывали тонким цветочным орнаментом. Они имели обрядовое назначение.
В Средние века на смену долблёной утвари пришла бондарная. В крестьянский быт вошли винные фляги, молочники, кружки для пива или кваса. Многие предметы снабжались знаками собственности, инициалами владельцев и датировкой.
В прошлом всю одежду и текстиль изготавливали из тканей домашнего изготовления. Поэтому прядение и ткачество входили в число основных повседневных женских занятий, обучать которому девочек начинали в возрасте 5–7 лет. Ткали с использованием самых разнообразных техник: на бёрдышке, «на дощечках», на ткацком стане; занимались вязанием и ковроткачеством. Самыми распространенными материалами были лен, шерсть и конопля, из последней ткали парусину.
Согласно народным поверьям, женские инструменты для прядения и тканья (прялки, лопасти самопрялок, детали ткацкого стана, бёрда для плетения поясов) обладали магическими свойствами, поэтому они красиво декорировались и были излюбленным предсвадебным подарком отца дочери или жениха невесте, памятной вещью, которая передавалась по наследству от матери к дочери. Традиционно их украшали плоскостной резьбой, в орнаменте которой присутствовали старинные народные мотивы: солярные знаки (круги и розетки), выполненные в сочетании с контурной и мелко-рельефной трёхгранно-выемчатой техникой, а также прорезные кресты, сердца и даже геральдические львы. Древний орнамент, по народным представлениям, защищал хозяйку от зла и приносил счастье.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.