Вернуться
Альбомы

Рыболовный промысел у народов Поволжья и Приуралья

Дата:

21.03.2024

Аннотация:

Рыболовство играло важную роль в традиционном хозяйстве народов Поволжья и Приуралья (коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, мордвы, татар и башкир). Широкому распространению этого промысла способствовало наличие большого количества крупных рек и озер в этом регионе. Рыболовные снасти в данном регионе на археологическом материале выявляются еще в период мезолита. Если в эпоху мезолита и раннего неолита основу хозяйства проживающих в данном регионе этнических групп занимала охота, то в эпоху развитого неолита ведущее положение переходит к рыболовству, занятие которым позволило перейти к оседлому образу жизни, поскольку рыбные ресурсы по своей емкости значительно превосходят охотничьи. К тому же рыбной ловлей в отличие от других форм присваивающего хозяйства можно было заниматься круглый год, не покидая насиженных мест.

Авторы:

А.А. Чувьюров, научный сотрудник музея высшей категории, кандидат исторический наук, отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья.

В бассейне крупных рек Европейского Северо-Востока (бассейны Печоры, Вычегды, Мезени) основными видами рыболовного промысла являлись ценные породы красной и белой рыб – семга, нельма, сиг, хариус, сельдь, а также щука, налим, окунь, язь, сорога; а в Волго-Камском регионе видовое различие добываемой рыбы было более разнообразным – наряду с осетровыми породами рыб (стерлядь, осетр, белуга), вылавливали и другие породы речных и озерных рыб – сазан, форель, хариус, таймень, плотва, налим, щука, севрюга, судак, белорыбица, лещ, сом, язь, окунь. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка, и поставлялась в Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Техники и орудия рыбной ловли

Сетевые снасти

Техника и орудия рыбной ловли у финно-угорских народов и тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья не имели каких-либо существенных отличий от способов рыбной ловли, применявшихся у других народов лесотаежной и степной зон. Широкое распространение у народов Поволжья и Приуралья получили различного рода сетевые снасти, которые могли быть как волоковые, так и ставные .

Ставные сети обычно ставили в воде неподвижно, вертикально; они состояли из двух рядов, первый из которых с более крупными ячейками, второй с более мелкими. Рыба, пытающая пройти через сети, запутывалась в ячейках. Другим видом сетей, получивших широкое распространение в этой регионе, являлся – невод, который относится к волоковым орудиям лова. 

В отличии от ставных сетей невод тащили по воде к берегу. Он представлял собой длинную сеть, боковые части которой назывались крылья. Наткнувшись на них, рыба смещалась к центру невода, где попадала в расположенную здесь мотню в виде длинного мешка. Неводы имели длину до 500 метров и высоту 3-5 метров. Разновидностью невода является также бредень, который два человека тянули по дну озера или пруда.

Небольшой невод или бредень имелся почти в каждом хозяйстве, им ловили семьями. Сетями и неводами ловили рыбу летом с лодок и зимой подо льдом. Как и все сети, невод держится на воде с помощью поплавков, привязанных к верхнему краю невода. По нижнему краю невода привязывали глиняные грузила. Чтобы пугать рыбу, загоняя ее в сети, использовались специальные звучащие приспособления – ботало – палка с полым коническим утолщением, которым били по воде. Вязание сетей производилось обычно самими рыбаками или членами их семей большей частью зимой, в свободное от других работ время, при этом материал для плетения – нитки из конопли или льна (в некоторых местах крапивы) также пряли сами. При плетении пользовались двумя основными приспособлениями: деревянная иголка с прорезями внутри для наматывания нити, и дощечка-лопатка по размеру ячейки сети, на которой вязали петли. Величина сетей зависела от того, на какую рыбу они были рассчитаны.

 

 

Ловушки

Широко были распространены также различные типы ловушек – морды, которые плели из тонких прутьев ивы или ниток. Их использовали при ловле рыбы с использованием специальной загородки («запор»), которыми перегораживались небольшие речушки, курьи и протоки, соединяющие старичные озера с основным руслом реки. Они представляли с собой ряд кольев длиной около 1,5 м, вбитых в дно с помощью деревянной колотушки и переплетенных прутьями, или же два ряда кольев с проложенными между ними молодыми елками.

Для установления ловушек в заграждении оставляли проходы. Рыба за неимением другого прохода поневоле заходила в вершу, выбраться оттуда она уже не могла.

Изгородь для зимней добычи ставили обычно осенью, а для летней – весной, когда начинала спадать вода. Чтобы полностью оставить в курье или старице рыбу, зашедшую в них с весенним половодьем, перед началом спада воды, у коми-зырян загородку дополнительно закрывали матами из дранки, связанной веревкой или расщепленными сосновыми корнями. Если старичное озеро имело сообщение с рекой лишь в половодье, то загородку снимали, маты сворачивали и увозили.

Наиболее распространенными видами ловушек, были морды, сплетенные из лозняка в виде корзины с воронкообразным отверстием, в которое заплывала рыба. Простейшей формой такой ловушки была распространенная в прошлом среди мордвы – плетюга. Она представляла собой корзину, сплетенную из ивовых прутьев в форме усеченного конуса. Дно плетюги заплетено только с двух сторон, середина была открыта в виде неправильного четырехугольника. Плетюгой ловили рыбу недалеко от берега, а также во время икрометания – её бросали и накрывали место, где рыба метала икру.

Среди коми-зырян были распространены деревянные ловушки (диалектные названия – морда, верша, гымга). Изготавливались они из дранки, которую получали следующим образом: сосновые или еловые чурбаки длиной 40-70 сантиметров раскалывали по радиусу на несколько частей, затем вымачивали в воде и расщепляли на дранку по годичным кольцам; у полученной лучины закругляли края. Иногда гымги делали из прутьев. 

В качестве перевязочного материала при изготовлении «морды» применяли обычно корни деревьев хвойных пород, разделенные на две части. Иногда использовалась расщепленная черемуховая и ивовая лоза. Для изготовления обручей служил можжевельник или ива. Наружный ободок горла гымги чаще делался квадратной формы, иногда он был прямоугольным, а у «морд» небольшого размера — полукруглым или круглым. Воронка «морды» наглухо прикреплялась к конической бочке. Добытая рыба вынималась через отверстие в нижней части «морды», закрытое берестяной дверцей. Еще одним распространенным типом ловушки среди коми-зырян являлся ветель (диалектные названия – вентерь, фитиль, мережа) – ставная рыболовная сеть на обручах. Она представляет собой рыболовную сеть, закрепленную на обручах в виде сетчатого конусовидного мешка. Наиболее распространенными у коми-зырян были ветели длиной до 1,5 м, и диаметром входного отверстия 35-55 см. Рыболовные снасти большего размера применяли на Печоре для ловли семги. Количество обручей в ветеле зависело от его размеров. Обычно их было не более пяти штук. В воде ветель устанавливали с помощью колышков, которые забивали ко дну водоема. При установке такой ловушки одно из сетчатых крыльев ветеля располагалось параллельно берегу, а другое – поперек реки.

Такие морды ставили на реках и озерах зимой и летом. Иногда их оставляли в воде на целое лето. Аналогичные рыболовные снасти и приемы лова рыбы бытовали и у других народов Поволжья и Приуралья.

Мордовские рыбаки мережи (вентерь) плели из крепких пеньковых ниток в виде большого мешка, имевшего форму конуса. От основания конуса петли сети делались в 3-4 вершка (13-17 см) шириной и суживались к вершине конуса. В середине мережи ввязывали три горла, потом сквозь мережу продевали четыре обруча, по большей части из рябины, а в самое основание вдевали дугу. Горла притягивались бечевками к следующим за ними обручам так, что они образовывали длинное узкое отверстие посреди мережи, куда рыба могла свободно войти, но выйти уже не могла. Конец мережи, вершина конуса, собирался на крепкий шнур, которым привязывалась мережа к веревке. Такими мережами, как и неводами, ловили рыбу и зимой. В качестве подсобного орудия во время зимнего лова рыбы коми-охотники использовали койбедь – лопатку-копье, которые вычищали снег и продалбливали лед в лунке. 

Крючковые снасти

Особую группу рыболовных орудий составляют крючковые снасти – переметы (подольпик, продольник), которые чаще использовали осенью и зимой. Ловили им только в реках. Продольник представлял собой бечеву длиной около 30 м, к которой на коротких поводках в 25-30 см на расстоянии 1.5-2 м. привязывались железные крючки. Одним концом бечева с крючками привязывалась к палке, которая втыкалась в землю, а другой копец с привязанным камнем забрасывался в воду. Ловили продольником и зимой, и летом. На р. Вычегде для ловли стерляди использовалась крючковая снасть – «самолов», представляющая собой длинную веревку, один конец которой погружался с камнем в воду, а другой, привязанный к сухой палке, плавал на поверхности. К веревке па расстоянии около 1 м на коротких поводах привязывались крючки без наживы. Чтобы крючки держались прямо, к веревке через 30-35 см друг от друга привязывали берестяные поплавки.

Способы рыбной ловли

Лучение и «пеший метод»

Вплоть до первой четверти XX в. у народов Поволжья и Приуралья в ряде мест сохранялся архаичный способ лова рыбы «лучением» – лов с применением острог. У коми-зырян лучение рыбы применяли больше по маленьким рекам, в старицах и озерах, так как для лучения нужна спокойная вода. Этим видом добычи рыбы часто занимались осенью, во время охоты в промысловом угодье. Острога (азьлас) часто была самокованая с 5-6-8 и более зубьями, с жалами, направленными к центру. Так как железо представляло в прошлом значительную ценность, то довольно часто из него изготавливали лишь зубья остроги, а все остальное делали из дерева. Огонь разводили в «козе» – железной подставке из прутьев или полос, установленной на носу лодки. Смолье для «козы» делали из щепы смолистого пня. На Верхней Печоре чаще использовали свертки бересты. Чтобы свет пламени от огня на «козе» не ослеплял глаза коми рыбаки при лучении надевали на голову специальный козырек из бересты. При лучении рыбы использовали деревянные плоты и различные типы лодок (долбленую и лодки-щитики).

У башкир на малых реках при лучении использовали «пеший метод»: рыбак шел по воде в болотных сапогах, на спине нес рюкзак со смолой, в одной руке у него был светец, в другой – острога. По мере продвижения рыбак острогой колол рыбу и складывал добычу в голенище сапог. Оригинальный способ ловли рыбы с острогами верхом на лошадях бытовал у башкир на р. Инзер. Обычно на такую рыбалку отправлялось пять всадников: один из всадников заходил в середину горной речки и начинал подниматься верх, четверо других всадников ехали за ним – двое по воде около берега, а оставшиеся двое по берегу и закалывали острогами рыбу.

На всей территории Поволжья и Приуралья была распространена ловля рыбы удочкой, которой занимались не только мужчины, но и женщины. Удочка состояла из лески, самодельного или покупного крючка, удилища, поплавка и грузила. Леску свивали из конопли или белого конского волоса (хвоста жеребца). Крючки в большинстве случаев были самодельные, как правило, сделанные местными мастерами. Крючки изготавливались разных размеров. Те, которые предназначались для ловли крупной рыбы, делались из стальной проволоки более толстого диаметра и больших размеров. Длина удилища зависела от способа лова: для зимней рыбалки использовалось удочка с коротким удилищем, а для рыбалки летом – с длинным удилищем. Изготавливали удилище из тонкого ствола черемухи, которая, во-первых, отличается от других пород дерева прочностью и гибкостью и, во-вторых, растет на берегах практически всех водоемов, и ее достать не составляет труда. Поплавки делались из сухой древесной коры или из сухой тяжелой травы. Грузилом служил мелкий речной камень.

Из других способов добычи рыбы в данном регионе следует указать еще один архаичный способ – глушение рыбы подо льдом осенью и в начале зимы, пока лед еще чистый и прозрачный. Глушили обычно ночью при освещении лучиной. По льду ударяли деревянным молотом или обухом топора. Затем лед прорубали и доставали оглушенную рыбу сачком.

Для лова рыбы во время весеннего половодья в небольших водоемах и в период зимнего замора из прорубей широко применялся «сак» – в сетчатый мешок из ткани на черемуховом обруче диаметром 50-65 см, приделанный к длинному шесту. Преимущественно «сак» служил для лова мелкой рыбы. Ловили им, положив в «сак» приманку – кусочек хлеба.

Рыболовные артели

К началу XX в. рыболовство у большинства народов Поволжья и Приуралья носило потребительский характер. Промысловый характер рыболовство сохранило только у этнографических групп коми-зырян (коми-ижемцы (изьватас), верхнепечорские коми (печера катыдса)), проживающих в бассейне реки Печоры. Рыболовный промысел у этих этнографических групп коми, как и охота, делилась на два периода: весенне-летний и осенний. Весенне-летний лов начинался с середины мая (спустя недели-полторы после ледохода) и продолжался до середины июля; осенний лов начинался с начала августа и продолжался до конца сентября. В весенне-летний период производился промысел так называемой «белой рыбы» – сиг, хариус, сельдь, щука, окунь, язь, сорога. В осенний период в основном добывалась наиболее ценная промысловая рыба – семга и нельма, и отчасти сиг. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка, и поставлялась в Петербург и Москву.

Промысел рыбы производился артелями, за которыми были закреплены определенные участки на реке (тоня). В весенне-летний период артели комплектовались из 5-6 человек, осенний – из 11-12 человек. Участниками артели могли быть мужчины и женщины, как взрослые, так и подростки, начиная с 8-10 лет.

При составлении артели ее участники договаривались о размере пая, т. е. какое количество снасти, продуктов питания и соли для посола рыбы («дели») должен внести каждый член артели. Если хозяин «дели» не мог участвовать в лове рыбы, то практиковался наем работника за часть пая. Довольно часто без пая в «дели» принимали в артель при нехватке рабочих рук. Добытую рыбу засаливали на месте лова, а после его окончания производился раздел. Не внесшие своей доли в артельный невод, как правило, получали так называемый третий пай («коймод пай»): весь улов делили на две части, одна из которых делилась только между «дольщиками», а другая половина улова подлежала разделу между всеми участниками, включая и не вносивших долю невода. Неполный пай был равен половине обычного, кроме того, наемный работник питался за счет артели.

Во главе рыбацких артелей стоял «хозяин», которому обычно принадлежала лодка большого размера – «неводник», кроме того, он, помимо «дели» в неводе, должен был позаботиться об изготовлении мотни для сшитой из «делей» сети. Он являлся руководителем ловли и вместе с тем хранителем обрядовых традиций. Какое-либо добавочное вознаграждение хозяин артели, как правило, не получал, хотя иногда ему выделялось еще, помимо пая, некоторое количество рыбы.

Основным орудием лова во время промыслов были волоковые сети – неводы. На больших реках применялись невода большого размера, сшитые из нескольких маленьких.

На Средней Печоре невода для осеннего лова семги достигали 900 м, невода для лова весной – 150-200 м. На Верхней Печоре длина невода обычно не превышала 100-50 м. Такие невода сшивали из сетей длиной около 20 м («дель»), ловили ими артелями. Ширина неводов была различной, обычно от 1 сажени (верховые невода) до 20 саженей (низовые). Размер ячейки зависел от назначения невода: для лова семги применялись длинные (150-350 м), крупноячеистые (50-60 мм, в матице 35 мм); для омуля — длиной 150-250 м и ячеей 45-50 мм; для белой рыбы 100-150 м и ячеей 20 мм. Мелкие невода длиной 10-15 саженей (до 30 м) делались обычно с мотней, крупные часто бывали без мотни, с одинаковыми на всем протяжении сети размерами ячеи. Основной причиной отсутствия мотни в крупных неводах было то, что их, как правило, сшивали из отдельных частей.

Техника артельного лова рыбы

Техника артельного лова рыбы неводом была следующая. В зависимости от его величины два-четыре человека оставались на берегу с веревками, привязанными к неводу за один конец, а другим прикрепленными к шесту («тыв кляч»), трое или четверо сидели на веслах в лодке большого размера – «неводнике» и двое забрасывали сеть в воду. После заброса невода лодка некоторое время двигалась вниз по реке, а затем поворачивала к берегу. Если оставались свободные люди, то кто-нибудь со второй лодки меньшего размера занимался «ботанием», вспугивая рыбу ударами шеста по воде. Если место для лова не было заранее вычищено, то за лодкой с неводом иногда плыла еще одна – «отдевальщиком», который багром оцеплял сеть при зацепах.

Пойманную рыбу заготавливали впрок: засаливали в бочках и кадушках, вялили, сушили. Рыбу использовали практически полностью: из внутренностей вываривали рыбий жир для приготовления пищи и для освещения, а из чешуи, костей и хрящей – варили рыбий клей, которым клеили дерево, кожу и камус на охотничьи лыжи.

Во время рыболовных промыслов члены артели проживали в избушках, выстроенных по типу охотничьих избушек.

Коми рыболовы во время промыслов использовали традиционный охотничий промысловый костюм, который в зависимости от сезона включал штаны и рубаху из домотканного холста, шабур – рубаху из более грубого холста, сапоги с высокими голенищами с мягкой подошвой без каблука, из кожи сырца. На голову надевалась шапка (ной шапка) – сшитая из двух кусков домотканого сукна. Поверх шабура одевался лузан – матерчатая или кожаная жилетка.

В качестве средств передвижения во время рыболовного промысла использовали различные типы лодок: большие лодки-шитики («неводники») с высокими бортами, длинные узкие лодки с невысокими бортами, лодки-долбленки 

Литература

Владыкин В.Е. Рыболовство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов: учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 55.

Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX - начале XX в. : Культура промысл. населения таеж. зоны европ. Северо-Востока / Н. Д. Конаков. - Москва : Наука, 1983. - 248 с.

Лысенков Е.В. Рыболовство в Республике Мордовия [Текст] / Е.В. Лысенков, В.В. Гришаков, М.В. Пьянов, А.Ю. Асанов, Т.Н. Охотина, Е.И. Керманова; Мордов. Филиал ФГБУ «Средневолжрыбвод»; [под ред. Е.В. Лысенкова]. – Саранск, 2014. – 150 с.

Муллагулов М.Г. Собирательство и рыболовство у башкир. Уфа: Гилем, 2007. 158 с.

Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки / С.И. Руденко. – Уфа : Китап, 2018, 376 с.